Где нужно ехать на велосипеде в городе. Общие правила езды на велосипеде

Обращаю Ваше внимание на то, что данная статья не ссылается на Правила Дорожного Движения.

В этой статье будут рассмотрены следующие проблемы при движении:

  • по тротуарам
  • по дорогам
  • в темное время суток

Про велодорожки писать не буду, там все просто, да и вообще их слишком мало в нашей стране.

Первое, в чем Вам нужно убедиться - в исправности техники и наличии переднего и заднего тормозов, т.к. мы знаем, как много неожиданностей случается на дорогах, а самый лучший способ предотвратить столкновение - нажать на тормоза. Где бы Вы не передвигались, по тротуару либо по дороге, везде полно всяких неадекватных сущностей, которые кидаются под колеса. А уж на дороге - самый лучший способ предотвратить столкновение - нажать на тормоза.

Второе, Вам нужно понять, какая Ваша безопасная скорость передвижения, чтобы суметь среагировать в нестандартной ситуации.

Где ехать, если есть тротуар и дорога - решать Вам. Тут нужно понять:

  1. На дорогах - Ваша безопасность - зависит от Вас и водителей.
  2. На тротуарах - безопасность пешеходов - на Вашей ответственности.

Движение по тротуарам

Главная проблема, с которой Вы столкнетесь при езде по тротуарам - это научиться заезжать на бордюр.

Новичкам обычно очень не нравится этот момент, из-за чего они обычно и сворачивают на дорогу. Для начала нужно научиться поднимать переднее колесо над землей, чтобы не упереться в бордюр. Ну а лучше всего на бордюр запрыгивать с помощью банни-хопа. Еще одна проблема - это люди, которые вечно пугаются и прыгают под колеса, как курица. Поэтому людей нужно объезжать с запасом хотя бы в метр, особенно если это дети или пожилые люди. В случае с детьми лучше вообще снизить скорость.

Даже если Вы уверены в себе и знаете, что сможете затормозить - а мамочка, идущая рядом с ребенком, в этом не уверена, и вероятнее всего, будет ругаться. Я думаю эти негативные эмоции никому не нужны, на велосипеде они должны быть только позитивными.

Что еще могу выделить из основных препятствий на тротуаре - это автомобили, въезжающие в квартал, и расчитывать на то, что Вам уступят - не стоит.

Движение по дорогам

Стандартная ситуация, как в фильмах - припаркованный автомобиль, водитель, не смотрящий в зеркало, открывает дверь... Нужно всегда расчитывать на такую ситуацию, и объезжая автомобиль, брать запас на открывающуюся дверь. Еще один немаловажный фактор - не делать резких движений при маневре объезда, выезжать на траекторию метров за 5 - 10 до автомобиля. И вообще, резких движений на дороге никогда не делайте!!! Объясню ситуацию - водитель может посмотреть в зеркало, отвлечься на полсекунды, а уже затем открыть дверь - а резвый велосипедист начал маневр за метр до автомобиля... А еще движущиеся сзади автомобили могут не среагировать.

Поворот налево.

Очень часто вижу велосипедистов, которые двигаясь по краю правой полосы (где им и положено ехать) показывают поворот рукой и не оглядываясь назад, совершают поворот налево. Поражаюсь с таких людей, наверное жить надоело. Если Вы двигаетесь по оживленному перекрестку - лучше найдите пешеходный переход, пройдите его спокойно - и езжайте дальше. Если перекресток спокойный - посмотрели, нет ли сзади машин, повернули. Важный момент - как смотреть на то, что происходит сзади. Нужно понимать, что когда Вы поворачиваете телом, чтобы посмотреть назад, Ваши руки начинают тянуть руль влево и поворачивают велосипед. Если сзади едет машина - может произойти беда. Поэтому нужно научиться делать поправку на поворот руля, либо поставить .

Движение в темное время суток

Новичкам советую вообще в это время не выбираться на дорогу. Если прийдется - обязательно наличие световых и отражающих приборов. Можно надеть светоотражающий жилет. Свет многих современных автомобилей слишком яркий, и может слепить водителей, догоняющих Вас. Даже светоотражатель может не помочь водителю увидеть велосипед. Поэтому лучше прицепить на подседельную трубу красную мигалку - так будет более заметно.

Ну а спереди обязательно фонарик, желательно помощнее, чтобы можно было дать отпор водителям, включившим дальний свет навстречу Вам:)

На завершение хочу выделить главные советы при движении по городу:

  1. Двигаться с поправкой на возможные опасные ситуации.
  2. Не делать резких маневров при объезде препятствий.
  3. Старайтесь двигаться только с правой стороны в метре от обочины, больше метра - только при объезде препятствия.
  4. В любой ситуации на дороге - Вы должны понимать, что автомобиль имеет преимущество в размере над велосипедом, и многие водителя пользуются этим, пренебрегая ПДД.
  5. Если есть возможность - стараться избегать сильно оживленных районов города.
  6. Не забываем про защиту для езды на велосипеде. Как подобрать защиту можно прочитать

И парочка более-менее познавательных видео о катании в городе.

Первое видео в далёком 2011 году сделало его создателя (Casey Neistat) настоящей интернет-звездой. Сейчас видео на его канале спокойно набирают по 2 миллиона просмотров, но то самое видео уже приближается к отметке в 20 миллионов. Что происходит на видео, для тех, кто не может в английский. Если вкратце, то Кейси получил штраф в 50 долларов за то, что ехал не по велодорожке. И офицера полиции не волновало, что дорожка была занята припаркованными машинами. "Всегда едьте по велодорожке" - сказал он. Кейси так и сделал, и снял про это видео:

Второе видо о том, как лучше не ездить по городу в потоке, хотя выгляжит очень впечатляюще:

Катайтесь на здоровье и получайте от этого только позитивные эмоции!

Велосипед, даже если он детский или подростковый — это все равно транспортное средство, а значит, по автомагистралям и улицам на нем ездить можно только соблюдая правила. Причем и общие ПДД, и правила движения для велосипедистов.

Вело-правила

В действующих сегодня правилах дорожного движения велосипеду дается соответствующее определение. Это транспортное средство на (минимум) двух колесах, приводимое в движение мускульной силой человека, на нем едущего. Велосипед двигается с помощью педалей или особых рукояток. А еще он может быть оснащен электродвигателем (изменение, внесенное в ПДД в апреле 2014 года). Однако максимально допустимая мощность электрического велосипедного двигателя не должна превышать 0,25 кВт при самой длительной нагрузке. Кроме того, такой мотор должен отключаться, если скорость велосипеда перемахнула за отметку в 25 км/ч.

И коль скоро велосипеды — это колесные транспортные средства, то все действующие ныне ПДД можно отнести и к регулированию их движения. Особенно раздел 24 упомянутых правил.

Требования для велосипедистов :

  1. Поддержание удовлетворительного (с технической точки зрения) состояния транспортного средства, находящегося в эксплуатации. Ведь правилами запрещено отправляться в дорогу на велосипедах, у которых неисправны, например, тормоза и/или рулевое управление.
  2. Нельзя садиться на велосипед в состоянии опьянения или под действием наркосодержащих веществ. Также запрещено передавать управление велотранспортом человеку пьяному или в любом другом неадекватном состоянии.
  3. По автомобильным дорогам и улицам запрещается ездить велосипедистам, которым нет 14 лет.

Где разрешено ездить на велосипедах

В раздел 24 настоящих правил дорожного движения в апреле 2014 года были официально включены сразу несколько пунктов, касающихся вело-движения.

Теперь велосипедисты старше 14 лет могут ездить:

  • по полосам на автомобильных дорогах, выделенным разметкой или соответствующими дорожными знаками для велосипедного и/или пешеходного движения;
  • по правому краю проезжей части;
  • по обочинам, а также тротуарам;
  • по пешеходным дорожкам.

Ехать надо в соответствии с каждым следующим из перечисленных пунктов списка, если отсутствуют предыдущие. Например, когда нет велосипедной или велопешеходной дорожки, можно двигаться по правому краю автодороги. Если же этот край мал или не подходит для езды, то выбирают обочину и т.д.

Специальные велодорожки

Из названных правил имеются исключения. Можно передвигаться на велосипеде:

  • по проезжей части, когда ширина вело-транспорта (или доставляемого на нем груза) больше 1 м;
  • по проезжей части в составе вело-колонны;
  • по дорожке для пешеходов или тротуару, сопровождая велосипедиста младше 7 лет, или с пассажиром того же возраста.

Нужно знать также, что справа по краю проезжей части вело-колонна может двигаться, образуя только один ряд. Однако такая колонна может состоять и из двух рядов, если ширина каждого транспортного средства в ней меньше или равна 0,75 м. При движении в один ряд в колонне велосипедистов предусмотрено распределение по группам, в каждой из которых должно быть не больше десятка транспортных средств, а при движении в два ряда — не более 10 пар ТС. Расстояние между такими вело-группами не может быть меньше 80 или даже 100 метров.


Движение детей на велосипедах

Ребята в возрасте от 7 лет до 14 лет могут двигаться на велосипеде по:

  • тротуарам;
  • вело- и велопешеходным дорожкам;
  • территории пешеходных зон.

Школьники-велосипедисты не могут кататься по:

  • дорожным полосам для велосипедов;
  • проезжей части;
  • обочинам.

Малыши до 7 лет по тротуарам, вело- и велопешеходным дорожкам, а также в пределах внутридворовых и специальных пешеходных зон могут кататься исключительно в компании пеших взрослых.

Дополнительные требования к велосипедистам

Помимо основных пунктов правил существует еще ряд доптребований, предъявляемых к лицам, управляющим велосипедами:

  1. Если велосипед в разрешенных для его проезда местах создает помехи прочим участникам движения, водителю необходимо спешиться.
  2. Спешившийся велосипедист обязан соблюдать правила движения, написанные для пешеходов.
  3. Быть внимательным к дорожным знакам, выделяющим для вело-движения специальные полосы.

Изменения-2015 в ПДД, касающиеся велосипедистов

С 2015 года велосипедистам с 14-летнего возраста, управляющим исправными ТС, разрешено ездить по полосам, выделенным на проезжей части автодорог для общественного транспорта.

Многих автовладельцев раздражают велосипедисты, передвигающиеся по проезжей части. Разрешено ли им выезжать на автодороги вообще, какие правила и запреты на них распространяются, и за что могут оштрафовать велосипедиста?

1. Кто считается велосипедистом?

Согласно п. 1.2 действующих ПДД, велосипедист – лицо, управляющее велосипедом. Велосипедом же, в свою очередь, считается «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч».

Таким образом, велосипед может, во-первых, иметь более двух колес, а во-вторых, электродвигатель мощностью не более 0,25 кВт: в случае, если мощность установленного мотора выше, ТС (транспортное средство) уже будет классифицироваться как мопед.

Стоит отдельно отметить, что по правилам пешеходами считаются лица, «использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства» – то есть, велосипедом считается ТС с приводом на колесо (или колеса). Кроме того, если человек не едет на велосипеде, а ведет его рядом с собой, то он тоже считается пешеходом, а не велосипедистом.

Еще одно замечание касается классификации велосипеда как ТС: сам по себе велосипед является транспортным средством, но не является механическим транспортным средством, так как под последним понимается «транспортное средство, приводимое в движение двигателем». Это важно с точки зрения правил и мер наказания, распространяющихся на велосипедистов.

2. Можно ли велосипедистам передвигаться по автомобильным дорогам?

Ответ на ключевой вопрос, волнующий многих – да. В ПДД есть отдельный раздел 24, содержащий «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов». Пункт 24.2 этого раздела допускает движение велосипедистов по правому краю проезжей части. Это, однако, разрешено в случае, если «отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним».

Более того, при движении по автомобильной дороге велосипедист пользуется стандартными правилами приоритета, и автомобиль, двигающийся по второстепенной дороге, должен уступить велосипедисту, двигающемуся по главной. А еще пункт 24.5 допускает «движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м». Единственным условием при этом является то, что «колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения», а «для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м».

В обычных же условиях согласно п. 24.1 «движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов». И еще: велосипедистам младше 14 лет движение по проезжей части и обочине запрещено.

3. Что запрещено делать велосипедистам?

Список дополнительных запретов для водителей велосипедов регламентируется пунктом 24.8 действующих ПДД, а кроме него, в ПДД есть и другие пункты, в которых упомянуты ограничения для передвижения велосипедистов. Здесь же мы выделим основные запреты, касающиеся их передвижения по автодорогам.

Для начала, велосипедистов касается пункт 2.7, который оговаривает запрет на управление ТС , а также разговоры по мобильному телефону без использования устройств «hands —free ». Единственный нюанс здесь в том, что штрафы, предусмотренные за нарушение правил велосипедистами, существенно ниже таковых для автомобилистов – об этом будет рассказано ниже.

Пункт 16.1 запрещает движение велосипедистов по автомагистралям, а также по дорогам, обозначенным знаком 5.3 – «Дорога для автомобилей».

Ну а пресловутый п. 24.8 запрещает велосипедистам «поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении», а также «пересекать дорогу по пешеходным переходам». Таким образом, велосипедисту для поворота налево придется либо сделать это «в два захода», пересекая дорогу, на которую нужно свернуть, а затем, остановившись, выехать на нее на следующий разрешающий сигнал светофора, либо спешиться и перейти текущую дорогу по пешеходному переходу.

Кроме того, стоит помнить, что у велосипедистов есть и собственный запрещающий знак 3.9 «Движение на велосипедах запрещено», который дополняется стандартными «кирпичом» (3.1) и «Движение запрещено» (3.2).

4. Какие штрафы предусмотрены для велосипедистов?

Нарушения велосипедистами правил и запретов, обозначенных выше, а также иных правил, не относящихся к движению по автодорогам и не перечисленных здесь, регламентируются частями 2 и 3 статьи 12.29 КоАП РФ. Согласно части 2, нарушение ПДД велосипедистом «влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей». Если же водитель велосипеда на момент нарушения был пьян, то на него будет наложен штраф «в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей».

Как видно, наказание за пьяную езду здесь куда менее сурово, , но оно, однако, существенно ужесточилось в 2013 году: до этого за нарушение можно было отделаться «предупреждением или наложением административного штрафа в размере двухсот рублей», а пьяный велосипедист наказывался штрафом «от трехсот до пятисот рублей».

Езда на велосипеде в городе пугает много людей. Это может быть связано из-за отсутствия в крупных городах большого количества велосипедных дорожек. Или кто-то боится из-за большого количества автомобилей на дороге. Велосипед в городе для многих из нас звучит страшно, но на это не так сложно и не так опасно, как кажется.

Вы же наверняка видели немало людей на дороге, которые предпочитают передвигаться в мегаполисе на . Если бы это было так опасно и страшно, то поверьте, вы бы редко встречали велосипедистов на улицах . Для того чтобы начать часто ездить на велосипеде в городе для начало необходимо успокоиться, научиться соблюдать , и чувствовать себя комфортно. В этом случае вы забудете об опасности, и будете наслаждаться поездками, которые полезны для здоровья.

Соблюдайте безопасность и правила дорожного движения


Прежде чем начинать ездить по дорогам города на велосипеде, вы должны выучить по той части, которая касается движения велосипедного транспорта по автомобильным дорогам. Правила не сложны и достаточно потратить несколько дней, чтобы выучить их наизусть. Советуем вам приобрести велосипедный шлем, если вы собираетесь ездить по автомобильным дорогам. Также если вы забыли, как управлять велосипедом, перед тем как выезжать на дорогу, необходимо несколько дней на стадионе, во дворе и т.п.

В целом правила поведения велосипедиста на автомобильной дороге, точно такие же, как и правила водителя автомобиля. Вы не должны ни кому подрезать на дороге, не пугать людей на тротуаре (для этого позаботьтесь об установки на велосипед звонка или звукового сигнального оборудования), а также заблаговременно предупреждать других участников дорожного движения о своих намерениях перестроиться или если вы желаете повернуть с улицы в переулок. Для этого согласно правилам дорожного движения вы должны заранее вытянуть руку в ту сторону, в которую хотите перестроиться или повернуть. Таким образом, вы предупредите о том, что собираетесь сделать определенный маневр.

Будьте осторожны и всегда думайте о том, видят ли вас на дороге водители автомобилей


Как и все вокруг нас в этом мире в большей части удача и зависит от нас самих. Помните, что если вы не позаботитесь о своей безопасности сами, то никто за вас это делать не будет.

Поэтому вы должны следить за своими действиями. Но также необходимо следить и за действиями других участников дорожного движения, ставя себя на их место. Для чего это нужно? Конечно для того чтобы понять видят ли вас водители автомобилей на дороге. Ведь даже если вы полностью соблюдаете , это не означает, что вы не попадете в ДТП. Согласитесь на дороге множество невнимательных и неопытных водителей, которые могут вас не заметить и сбить. Поэтому вы всегда должны думать о том, видят ли вас на проезжей части другие участники дорожного движения.

Например, это актуально при движении по велосипедным выделенным дорожкам, а также при движении в темное время суток. Как правило, велосипедные дорожки находятся с правой стороны дороги, рядом с полосой движения автомобилей. На некоторых улицах первая полоса автомобильного движения часто может быть совмещена с парковкой, где водители оставляют свои автомобили. Если рядом с такими местами проходит велосипедная дорожка, то будьте осторожны, поскольку именно в подобных местах часто происходят .

Например, пассажир, недосмотрев в боковое заднее зеркало, или не оглянулся назад, открывая дверь, чтобы выйти из машины, может дверью ударить проезжающего по велосипедной дорожке велосипедиста. Поэтому подъезжая к месту, где велосипедная дорожка и любая дорога находится рядом с , снизьте скорость движения и смотрите внимательно вперед. Если вы видите, как пассажир собирается, выходить из машины, то заранее снизьте скорость, чтобы избежать столкновения и падения.


Кроме того будьте осторожны при движении по крайней правой полосе по автомобильной дороге. Часто водители не замечают с краю движущего велосипедиста (например, при обгоне справа или при перестроении).

Старайтесь, чтобы вас всегда было видно на дороге. Не прижимайтесь к самому краю дороги (к бордюру). Помните, что большинство водителей не будут заботиться о вашей безопасности. Поэтому не рассчитывайте, что ради вас все вокруг будут . Поэтому будьте предельны, осторожны и готовы к любым неожиданностям на дороге.

Вот еще советы для безопасности поездок на велосипеде в городе:

  • Не одевайте наушники: Во время движения на велосипеде в городской среде вы не должны пользоваться наушниками. Вы можете брать наушники с собой, но если вы едите по велосипедной дорожке или по автомобильной дороге, то ни в коем случае не используйте наушники.
  • Установите на велосипед внешнее осветительное оборудование: Если вы едете на велосипеде в темное время суток, согласно правилам дорожного движения ваше транспортное средство передвижения должно быть оборудовано как минимум светоотражающими элементами. Но естественно желательно, чтобы ваш велосипед был оснащен передней и задней осветительной оптикой. Особенно это необходимо при поездках осенью, когда на улице рано начинает темнеть.
  • Для поездок в городе используйте соответствующий велосипед: Горные, фристайловые, трековые и т.п. велосипеды не помогут вам чувствовать себя в безопасности в городе. Дело в том, что эти велосипеды созданы не для повседневных поездок в городе. Многие из них достаточно громоздких размеров, что будет доставлять вам дискомфорт при передвижении по тротуарам, где плотный трафик людей.

Дорожные и городские велосипеды это идеальный выбор для повседневных поездок в крупных населенных пунктах. Как правило, городские велосипеды не дорогие (многие имеют всего одну скорость) и очень комфортны для поездок в городе. Кстати советуем вам для города все-таки покупать односкоростные велосипеды, поскольку это облегчает техническое обслуживание велосипедной техники.

Правда если ваш город имеет множество холмов и перепадов высот, то придется переплатить и купить многоскоростной велосипед, чтобы облегчить себе поездку в городе с множеством подъемов и спусков.

  • Приобретайте только тот велосипед, который соответствует вашему росту, весу размеру ног: Выбор велосипеда также важен как размер обуви для вашей ноги. Представьте, как вы будете мучиться при ходьбе, если наденете обувь, которая велика вашей ноге на два размера. Тоже самое может происходить, в случае если вы будете использовать велосипед, который вам не подходит. К примеру, вам будет очень неудобно управлять им. Для вас он будет очень громоздким, и вам трудно будет на нем ездить. В итоге из-за дискомфорта вы рискуете упасть или попасть в ДТП.
  • Помните, что велосипедная дорожка - это не полоса безопасности, огражденная бетонной стеной: Люди ошибочно склонны думать, что велосипедные дорожки это какой-то особый магический барьер, через который не сможет пройти даже молекулы. Но это не так. На самом деле это простая выделенная полоса дороги для движения велосипедов, которая может плавно и неожиданно для неопытных велосипедистов и даже водителей, сливаться с обычной автомобильной дорогой.

Иногда велосипедная дорожка может также плавно и резко сливаться с автомобильной парковкой. Поэтому если вы передвигаетесь по велосипедной дорожке, это не означает, что вы находитесь за каким-то защитным барьером. Помните, что водители могут ошибиться и заехать на велосипедную дорожку. Вы должны быть внимательны и всегда быть готовым к любым неожиданностям. Кроме того всегда смотрите далеко вперед, чтобы заранее увидеть, как велосипедная дорожка плавно перетекает в обычную автомобильную полосу движения на дороге. В этом случае необходимо притормозить и безопасно перестроиться в общий поток движения автомобилей в кране правую полосу.

  • Прежде чем отправиться на проезжую часть с большим автомобильным трафиком, необходима практика: Если вы думаете, что езда на велосипеде в городе это самое простое что может быть, то вы ошибаетесь. Например если вы не ездили на велосипеде в течении длительного времени, то прежде чем отправиться на дорогу с автомобилями, необходима практика в маленьких переулках и небольших улицах, где небольшое количество автомобилей. Это нужно для того чтобы вы освоились после долгого перерыва. Также советуем не торопить события. Помните, что на дорогу вместе с автомобилями лучше выезжать только после того как вы освоитесь.
  • Используйте карты навигации: Некоторые карты (например Google) имеют уникальную навигацию для велосипедистов (работает не во всех городах и странах мира). Это фантастика. Подобные сервисы прокладывают маршруты именно для велосипедов, что позволяет вам минимизировать движение по дороге вместе с автомобильным транспортом.
  • Не думайте, что автомобили не опасны: Двигаясь по автомобильной дороге вместе с автотранспортом, вы всегда должны помнить, что автомобили это гигантские куски металла, которые вас могут легко раздавить. Вы думаете, что когда сбивают велосипедистов, то, как правило, они просто отскакивают от машин и все? К сожалению, в 70 процентов случаев наездов автомобилей на велосипедистов заканчивается тем, что велосипедист оказывается под автомобилем, что в конечном итоге часто приводит к его гибели.

Этот факт, конечно, многих отпугнет от передвижения в городе на велосипеде. Но это нужно просто знать и никогда не забывать. Помните, что соблюдая все меры предосторожности, вы до минимума снижаете риск попасть в ДТП.

Эти советы могут многим показаться типичными и обыденными. Но мы хотим отметить, что если бы в нашей стране не было бы такое огромное количество аварий, в которых участвуют велосипедисты, мы бы в этой статье, наверное, написали о чем-то другом. Но так как в нашей стране огромное количество велосипедистов аморально ведет себя на дороге и часто не соблюдают ПДД, мы надеемся, что многие обыденные советы многим велосипедистам хотя бы немного повлияют на их сознание и поведение на дороге.

Возите с собой инструменты для ремонта велосипеда


Возите с собой ремкомплект для ремонта проколотой шины велосипеда

Если вы готовы уезжать на большие расстояния далеко от дома, то должны обязательно брать с собой ремкомплект необходимый для ремонта проколотого колеса.

Обращаем внимание на то, что на нашем Российском рынке присутствует огромное количество ремпкомплектов для ремонта велосипедных камер и шин. Но не все ремкомплекты имеют необходимые приспособления и средства для устранения прокола. Вот список необходимого для самостоятельного ремонта велосипедного колеса:

Когда вы привыкните к велосипеду в городе, то возможно вы будете готовы к чему-то большему. Например, для созерцательных поездок по горным дорогам или для путешествий по пересеченной местности за городом. Вполне возможно велосипед станет для вас более важным чем автомобиль, а может ваше хобби перерастет в что-то большее. Стремитесь к совершенству и к большему.

Приобретя велосипед и успешно катаясь на нём по дворам и ближайшему парку, рано или поздно появляются другие потребности в передвижении. Например, у жителя крупного города, уставшего от автомобильных пробок, возникает желание попробовать ездить на работу на велосипеде. Кто-то мечтает о том, чтобы выбраться на велосипеде за город, но для того, чтобы добраться до железнодорожной станции, придётся проехать некоторое расстояние по городу.

Ездить по городу на велосипеде можно двумя способами. Велосипедист, в отличие от остальных участников движения, имеет свойство мгновенно переходить из состояния пешехода в водителя транспортного средства. Этой уникальной возможностью нужно пользоваться.

Велосипедист-пешеход

На правах пешехода можно передвигаться только по тротуарам или по дорожкам парка. Проезжие части дорог пересекаются по надземным или подземным пешеходным переходам, двигаясь пешком рядом с велосипедом. При езде по тротуарам велосипедист находится в относительной безопасности, и в этом случае требуется лишь минимальное знание Правил дорожного движения. Если возраст велосипедиста не достиг 14 лет, то в этом случае пешеходный способ езды является единственно возможным.

Проблемы при пешеходном способе катания заключаются главным образом в необходимости прыгать с бордюров и обратно перед каждым перекрёстком и въездом во двор. Если эти прыжки приходится совершать через каждую сотню метров, такой стиль передвижения быстро утомляет.

Опасность при езде по тротуарам обычно исходит от пешеходов с непредсказуемым поведением.

Например, дети, престарелые или нетрезвые. В этом случае пешеход может в мгновение оказаться на траектории движения велосипедиста. Кроме этого, под колёсами может также оказаться детская кукольная коляска или небрежно выкинутая бутылка.

Другая опасность при езде по тротуарам — автомобиль, заезжающий во двор или выезжающий из него. Если следовать Правилам дорожного движения, то автомобиль при выезде на прилегающую территорию должен пропустить всех пешеходов и велосипедистов, двигающихся по тротуару. Но это правило соблюдается далеко не всегда. Кроме того, водитель может не заметить велосипедиста из-за припаркованной машины, дерева или в принципе может не рассчитывать на скорость движения объекта по тротуару со скоростью 15−20 км/ч.

Таким образом, подъезжая по пешеходной дорожке ко въезду во двор, следует снизить скорость и убедиться в отсутствии машин.

Ещё одна опасность — внезапно открывшаяся дверь припаркованного автомобиля. У водителей со временем вырабатывается инстинкт — перед тем, как открыть дверь, посмотреть назад и убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств. Но у пассажиров такого инстинкта может не быть.

Приближаясь к припаркованному автомобилю, следует объехать его на расстоянии открытой двери.

Кроме того, нельзя забывать, что на тротуаре велосипед находится в нарушение Правил дорожного движения, явно запрещающих здесь перемещение транспортных средств (п. 9.9 ПДД). С точки зрения Правил, велосипед на тротуаре ничем не отличается от автомобиля. В этом есть определённое противоречие — где же тогда ездить велосипедистам, не достигшим 14 лет? Поэтому следует всегда помнить, что при движении по тротуару преимущество всегда остаётся за пешеходом.

Впрочем, сотрудники ГИБДД, как правило, не обращают внимания на велосипедистов, едущих по тротуару. Потому что в ряде случаев тротуар — единственное безопасное место для велосипедиста.

Велосипедист-водитель

В этом случае велосипед — самое настоящее транспортное средство (но без двигателя).

В этом случае велосипедист обязан соблюдать Правила дорожного движения, то есть ехать только по проезжей части, следовать дорожной разметке, сигналам светофора, и т.д.

На правах водителя транспортного средства можно ездить только велосипедистам, достигшим 14 лет и имеющим навыки уверенного управления велосипедом.

Здесь вряд ли пригодятся навыки прыжков или трюкового катания, но зато пригодится умение ездить по прямой траектории (особенно с небольшой скоростью). Умение чётко держать выбранную траекторию позволяет быть более предсказуемым для других участников движения и как следствие — обеспечить более безопасное передвижение.

Существует такое понятие, как максимальная безопасная скорость водителя. Оно относится не только к водителям автомобилей, но и к велосипедистам. Пока водитель едет со скоростью, не превышающей его «безопасную» скорость, он способен замечать все детали дорожной обстановки, которые его окружают и успеть принять правильное решение. При превышении этого порога скорости способность контролировать окружающую обстановку заметно уменьшается. В этом случае водитель может не заметить пешехода, пересекающего проезжую часть, дорожного знака, требующего уступить дорогу или дорожное препятствие.

Человек, который только что научился кататься на велосипеде, имеет безопасную скорость порядка 8−12 км/ч. Конечно, он может ехать быстрее, но всё его внимание будет сосредоточено на том, чтобы удержать равновесие. Таким образом, выезжать на проезжую часть можно, только в том случае, если велосипедист способен передвигаться со скоростью 25−30 км/ч и при этом полностью контролировать дорожную обстановку. В противном случае лучше не спешить и начать тренировку на парковых дорожках, во дворах и на тротуарах — то есть на правах пешехода.

Растущая популярность велотуризма и проблема городских пробок приводят к тому, что велосипед, ранее считавшийся транспортом для подростков, становится всё более популярен среди взрослых. То есть среди велосипедистов всё чаще встречаются те, кто научился кататься ещё в детстве, а теперь заново осваивает этот вид транспорта после многолетнего перерыва. Получается, что многие начинающие велосипедисты имеют водительские права и многолетний опыт вождения автомобиля. Совет тем, кто умеет хорошо водить автомобиль, а за рулем велосипеда не сидел много лет: улица или перекресток выглядят совершенно по-разному из кабины автомобиля и за рулём велосипеда. Этот факт обязательно нужно учитывать.

Безопасность

Как показывает практика, если ехать, соблюдая все правила, вести себя на дороге предсказуемо и адекватно и никому не создавать необоснованных помех, то подавляющее большинство водителей будут относиться к велосипедисту с уважением, а езда станет достаточно комфортной и безопасной. Не стоит также пренебрегать известным правилом «трёх дэ» — дай дорогу дураку.

Сигналы поворота и торможения

Согласно Правилам дорожного движения, при движении по проезжей части водитель любого транспортного средства и, в частности, велосипеда обязан подавать сигналы поворота и торможения.

На велосипеде указатели поворота обычно отсутствуют, поэтому эти сигналы подаются руками. Подача сигнала рукой должна начинаться заблаговременно до начала выполнения манёвра и может быть закончена непосредственно перед началом поворота (п. 8.2 ПДД).

Для обозначения поворота необходимо вытянуть руку в соответствующую сторону (п. 8.1 ПДД).

Рука, согнутая в локте, обозначает поворот в противоположную сторону. Велосипедисты обычно не используют этот сигнал: он предназначен для водителей автомобилей, у которых оказались неисправны указатели поворотов.

Торможение обозначается поднятой вверх рукой (любой). Сигнал торможения тоже надо подавать заблаговременно, за пару секунд до начала самого торможения, поскольку одновременно тормозить и подавать сигнал достаточно затруднительно. Сигнал торможения на практике подаётся только если за велосипедистом едет автомобиль или другой велосипедист, и для него манёвр может оказаться неожиданным.

Сигналы поворота и торможения нужно подавать предельно чётко и ясно.

По каким улицам ехать не стоит

Все городские улицы можно разделить на 3 группы:

  • магистральные улицы (без светофоров);
  • улицы с интенсивным движением;
  • улицы без интенсивного движения.

Разумеется, это деление условно — одна и та же улица может оказаться забитой автомобилями по утрам и совершенно пустой днём.

На магистральных улицах (например, МКАД или третье транспортное кольцо) на велосипеде лучше не появляться — из-за высокой средней скорости движения автотранспорта существенно труднее не создавать помех при объезде препятствий или съездов с основной трассы. Зачастую развязки спроектированы так, что примыкающая дорога вливается в основную справа. То есть велосипедист, находящийся в крайнем правом ряду, может внезапно оказаться между двумя ожвлёнными потоками автомобилей.

Если вдоль магистрали проходит тротуар — лучше двигаться по нему. Обычно тротуар вдоль магистральных улиц отделён от проезжей части защитными ограждениями, и ехать по нему значительно безопаснее. В противном случае лучше поискать другой маршрут.

По остальным типам дорог можно ездить на велосипеде, руководствуясь Правилами дорожного движения.

Как следует ездить

Самое главное правило при езде на городских улицах — ехать уверенно и предсказуемо. То есть все намерения велосипедиста должны быть понятны для всех остальных участников движения. Для этого необходимо хорошо знать общепринятые Правила дорожного движения.

Существует несколько распространённых заблуждений, касающихся безопасности при движении по городским улицам:

Как можно медленней

Это верно только в том случае, если ехать по пустой дороге. При движении в транспортном потоке самая безопасная скорость — это скорость потока. При движении по правому краю проезжей части следует придерживаться скорости, с которой едут автомобили в правом ряду. Обычно средняя скорость в крайнем правом ряду ниже, чем в остальных — многие паркуются или готовятся к повороту направо. Таким образом, двигаясь со скоростю 25−30 км/ч, можно свести к минимуму помехи для других участников движения.

Если снизить скорость до 10−15 км/ч, то для водителей велосипедист станет близок к пешеходу, вышедшему на проезжую часть. Данная ситуация может возникать, например, при движении в гору. В этом случае следует покинуть проезжую часть и перейти на тротуар.

Как можно ближе к бордюру

Раньше в ПДД велосипедисту разрешалось ехать не далее 1 метра от края проезжей части. В последние годы это требование было практически невыполнимо — край проезжей части часто полностью заставлен припаркованными машинами. В связи с этим в новой редакции Правил этот пункт претерпел изменения — теперь велосипедист должен ехать «по возможности правее» (п. 24.2 ПДД). Действительно, во многих случаях на велосипеде следует ехать как можно ближе к правому краю проезжей части. Но из этого правила есть исключения. Иногда безопаснее ехать посередине правого ряда. Только следует помнить о том, что для того, чтобы никому не мешать, нужно двигаться достаточно быстро.

Распространенная ситуация, когда велосипедист едет по улице, прижимаясь к обочине, а в это время с прилегающей территории выезжает автомобиль. Водитель смотрит налево, не видит автомобилей и продолжает движение. Велосипедист мог остаться незамеченным из-за ограниченной обзорности (например, из-за припаркованного автомобиля или дерева).

Постоянно ездить посередине правого ряда тоже не следует — велосипед будет мешать движению автомобилей. Перестраиваться в центр правого ряда имеет смысл только при проезде перекрёстков или выездов с прилегающих территорий и только в том случае, если правый ряд свободен.

Во время езды надо избегать резких перестроений и перемещений поперёк дороги. Если возникает необходимость переместиться левее (например, при объезде препятствия на проезжей части, припаркованного автомобиля или открытого люка), то следует заблаговременно (за 50−100 метров) подать рукой сигнал левого поворота и не спеша начать перестроение, посматривая назад (или в зеркало заднего вида). Начинать перестроение непосредственно перед препятствием слишком рисковано. В связи этим во время движения следует смотреть не на переднее колесо своего велосипеда, а на то место, в котором велосипед окажется через 5−10 секунд.

Часто приходится ехать по улице, правый ряд которой плотно заставлен припаркованными автомобилями. В этом случае нужно ехать примерно в метре от этих автомобилей, поскольку метр — это примерное расстояние открытой двери. В противном случае можно не успеть затормозить при резко открывшейся водительской двери.

Если правый ряд заставлен припаркованными машинами неплотно и между ними есть промежутки в 100−200 метров, то лучше ехать прямо, не заезжая в них — так безопаснее. Любой манёвр на дорогее потенциально опасен, и по возможности лучше придерживаться максимально прямолинейной траектории движения.

Если планируется ездить в сумерках и в темноте, то нужно сделать свой велосипед заметным для водителей автомобилей. Обычно велосипеды комплектуются светоотражателями, (спереди — белым, сзади — красным, по бокам — жёлтыми или оранжевыми). Сами по себе они не светят, но делают велосипед заметным в свете автомобильных фар. Если передвигаться в потёмках только по дворам, то светоотражателей будет достаточно, но если придётся выезжать на автомобильные дороги, лучше установить на велосипед переднюю фару белого цвета и красный задний фонарь.

Включать фонари на велосипеде нужно как только начало смеркаться. Сумерки — это довольно опасное время. Кажется, что ещё светло, но на самом деле многие мелкие объекты видны уже с трудом. Не стоит экономить батарейки в ущерб безопасности. При проезде оживлённых перекрёстков не помешает включить переднюю фару и в светлое время суток — так транспортное средство становится более заметным для всех остальных участников движения.

Что запрещено делать

В ПДД явно написано, что запрещается ехать на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой, поскольку в противном случае велосипед лишается тормозов: тормозные рукоятки на велосипедах находятся на руле, а возможностей ножного тормоза может не хватить для экстренного торможения. Кроме того, любая незначительная неровность на дороге может привести к полной потере контроля за управлением велосипеда.

Нельзя «висеть на колесе» у автомобиля, хотя такой соблазн существует — за движущимся автомобилем образуется воздушный поток, в котором можно ехать несколько быстрее. Опасность такой езды заключается в том, что дистанция между велосипедом и автомобилем оказывается недостаточной. Если водитель неожиданно применит экстренное торможение, то попутного столкновения избежать будет непросто. Возможна также ситуация, когда водитель пропускает препятствие между колёс (яма, камень или другой посторонний предмет). При несоблюдении должной дистанции можно неуспеть среагировать на внезапное появление препятствия из-под колёс.

Нельзя ездить по улицам в низкой посадке, при том, что она обеспечивает лучшую аэродинамику. Водитель любого транспортного средства должен смотреть вперед на дорогу, а не на своё переднее колесо. Низкая посадка хороша только для гонок, когда свободную дорогу обязаны обеспечить организаторы соревнований.

Останавливаясь перед светофорами, не следует приближаться к едущему впереди автомобилю ближе, чем на 1,5−2 метра. Особенно в том случае, если он остановился на подъёме. Перед началом движения автомобиль может откатиться назад. Кроме того, неопытный водитель может по ошибке вместо первой передачи включить задний ход.

Небольшие габариты велосипеда — это одно из его преимуществ, особенно при движении в потоке транспорта. Но не стоит злоупотреблять этим преимуществом. Иногда появляется соблазн объехать справа автомобили, стоящие перед светофором в очереди: между правыми бортами автомобилей и тротуаром может быть расстояние, достаточное для проезда велосипедиста. Но только до тех пор, пока автомобили стоят неподвижно. Когда поток начинает движение даже с небольшой скоростью, то существует опасность прижима велосипедиста к тротуару. В этих условиях может выручить умение запрыгивать на бордюрный камень, но лучше в такие ситуации не попадать. Особенно опасно оказываться рядом с правым бортом грузовика или автобуса: из кабины крупногабаритного автомобиля велосипедист не виден вовсе. Если у перёкрестка скопилась длинная очередь автомобилей, то велосипедисту следует перебраться на тротуар и проехать пару сотен метров на правах пешехода.

Во время езды по дороге не стоит пользоваться наушниками плеера. Водитель должен контролировать обстановку вокруг себя, а слух является весьма важным каналом получения информации. В крайнем случае можно оставить свободным одно ухо. Во время движения не следует также пользоваться сотовым телефоном.

Важно также понимать, что не стоит учить водителей соблюдать ПДД, рискуя своим здоровьем и жизнью. Несмотря на вопиющую несправедливость и невежество, зачастую возникающие на дорогах, доказывать что-то железу своим телом слишком неравноценно и более того — абсолютно бесполезно.

Переезд через рельсы

Если на улице, по которой осуществляется движение велосипедиста, проходят трамвайные пути, то следует знать и все соответствующие пункты Правил дорожного движения. Трамвай должен уступить вам дорогу в трёх случаях:

  • если он выезжает из депо;
  • если ему горит запрещающий сигнал светофора, а велосипедисту — разрешающий;
  • если он находится на второстепенной дороге, а велосипедист — на главной.

Во всех остальных случаях трамвай имеет преимущество, то есть начинает движение первым.

Некоторые особенности есть и при проезде перекрёстков с трамвайными путями. Если сигнал светофора разрешает движение и трамваю, и велосипедисту, то последний обязан уступить трамваю дорогу.

Еще одна особенность касается левого поворота на перекрестке с трамвайными путями посередине. В этом случае левый поворот на велосипеде можно сделать лишь в режиме пешехода (п. 24.3 ПДД), поскольку следуя правилам, повернуть налево разрешено только с трамвайных путей. Выезжать же на пути на велосипеде не стоит, так как придётся пересекать рельсы под острым углом, а в этой ситуации весьма высок риск падения.

Не стоит забывать, что пересекать рельсы на велосипеде лучше всего под прямым углом. Особенно в сырую погоду.

Велосипед и автомобиль

Езда на велосипеде на правах транспортного средства — неплохая практика для будущих водителей автомобилей. Первоначальные навыки вождения велосипеда лучше всего приобретать во дворах (автомобили там ездят, но с небольшой скоростью) и на тихих улицах. По мере приобретения опыта можно переходить и на оживленные улицы.

Кроме того, взгляд на дорогу со стороны велосипедиста впоследствии неплохо помогает лучше замечать их и относиться с особым уважением, находясь в автомобиле.

Случайные статьи

Вверх