Новые программы Школы водительского мастерства BMW
Москва. 7 июля 2005 года Школа водительского мастерства BMW открылановый сезон. Активно развивая программы по обучению...
К сожалению, даже превосходное водительское мастерство и безукоризненное знание ПДД не может на 100% уберечь от дорожно-транспортного происшествия. Один из самых распространенных типов аварий - ДТП на стоянках и парковках. Обычно в таких случаях удается обойтись без значительных повреждений и страдает только железо. Это дает возможность получить страховое возмещение по упрощенной процедуре, .
Большинство аварий на парковках случается при попытке выехать с места стоянки. Примерно 80% из них происходят при движении назад одного из участников происшествия. Правила дорожного движения предписывают убедиться в безопасности маневра, прежде чем начинать движение. Поэтому в ДТП при выезде задним ходом с парковки виноват водитель, который, включив заднюю скорость, не рассмотрел препятствие или не рассчитал габариты своего автомобиля. Когда оба участника ДТП двигались во время столкновения, виноват тот, кто в этот момент только тронулся и поехал, не убедившись в том, что его маневр безопасен.
Если один из автомобилей стоял в момент аварии, то виноват будет тот, кто в этот момент двигался. Это касается и случаев . Во время движения водитель обязан следить за дорожной ситуацией и предпринимать все меры для избежания аварий. Единственное, что может грозить второму участнику аварии, неудачно поставившему машину - штраф за неправильную парковку. И то, лишь в случае, если он не сделал это в результате объективных причин.
В наездах на столбики, шлагбаумы, деревья и другие неподвижные препятствия всегда виноват водитель автомобиля.
Если вы виноваты в столкновении машин, то нужно придерживаться следующей процедуры:
Дальнейшие действия определяются наличием пострадавших и размером причиненного ущерба. Если раненых нет, а сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей , можно обойтись . Для таких ситуаций закон предусматривает Европротокол, облегчающий оформление происшествия и получение компенсации от страховой компании.
Это касается и столкновений с неподвижными препятствиями, за повреждения которых тоже придется платить.
Независимо от того, виноваты ли вы в аварии или являетесь пострадавшей стороной, стоит собрать и при возможности взять копию видеозаписи. Это поможет в случае судебных разбирательств со сторонами ДТП и страховой компании.
Является ли ДТП на парковке страховым случаем
Важный вопрос, от ответа на который зависит получение компенсации: при аварии на парковке или стоянке?
Сначала нужно разобраться с самим термином дорожно-транспортного происшествия. К таковым относятся:
- столкновения двух и более транспортных средств на дорогах либо на площадках, примыкающих к ним;
- столкновение с неподвижными препятствиями.
К аварии не относятся случаи, когда повреждения были нанесены при неподвижно стоявших автомобилях. Например, распространенный случай, когда при открытии двери царапаются или мнутся соседние машины. Тогда покрытие ущерба возможно только через суд или при наличии пострадавшей стороны КАСКО.
Разногласия в трактовке термина ДТП между страховыми компаниями и клиентами были исключены 28.02.2008 года. В тот день было принято постановление №131 , которое внесло ясность в Закон об ОСАГО, и однозначно отнесло аварии на парковке к страховым случаям.
Умышленное и неумышленное повреждение транспортных средств водителями и пешеходами, последствия столкновения с неподвижными конструкциями и предметами или повреждения упавшими ветками и предметами, могут быть компенсированы лишь по договору КАСКО.
Как составить Европротокол на парковке
Если участники происшествия пришли к обоюдному мнению по поводу виновности одной из сторон, травм никто не получил, а размер ущерба небольшой, можно приступать к оформлению происшествия по Европротоколу. Бланки документа, который страховщики выдают вместе с полисом ОСАГО, составлены так, чтобы максимально упростить заполнение. Однако, чтобы не ошибиться в стрессовой ситуации, лучше заранее распечатать образец Европротокола при ДТП на парковке и возить его вместе с остальными документами.
Скачать образец Европротокола при ДТП на парковке
Чтобы пострадавший получил компенсацию, необходимо соблюдать правила оформления документов.
Бланк состоит из двух частей, которые нет необходимости разъединять перед заполнением. Графы документа могут быть заполнены одним из участников. Если вы опасаетесь ошибок, каждый может заполнить личные данные и сведения о собственном автомобиле самостоятельно.
Заносить информацию в документ нужно при помощи шариковой ручки, а бумаги должны располагаться на твердой поверхности. Если этого не сделать, копия Европротокола на второй странице документа будет нечитаемой.
При заполнении извещения необходимо указать следующие данные:
- Место ДТП - точный адрес происшествия с указанием дома, улицы, города и республики;
- Дата и точное время аварии;
- Количество автомобилей, получивших повреждения;
- Поставьте прочерк или 0 в графу с количеством раненых или погибших;
Европротокол применяется, если пострадало не более двух транспортных средств и ни у кого нет травм. В противном случае оформление по упрощенной процедуре невозможно. Необходимо вызывать ГИБДД.
- Отметить слово «нет» в графу о том, проводилось ли освидетельствование на опьянение и нанесен ли ущерб другим ТС (пункты 5 и 6);
- В пункте 8 следует отметить «нет», так как оформление Европротокола не проводится сотрудниками ГИБДД;
- Сведения о свидетелях заполняются только в случае их наличия (пункт 7);
- В пункты с 9 по 12 в левой и правой колонках бланка следует записать регистрационные данные о транспортных средствах «А» и «В», водителях и имеющихся у них полисах ОСАГО;
- На рисунке с изображением транспортного средства (пункт 13) нужно стрелкой указать место первоначального удара. Это делается для обоих участников происшествия;
- В 14 пункте нужно описать все видимые повреждения, которые были нанесены транспортным средствам в результате аварии;
- В пятнадцатый пункт «Замечания» можно поставить прочерк;
- Шестнадцатый раздел бланка служит для указания обстоятельств происшествия. В них нужно отметить пункты, соответствующие реальной ситуации в момент аварии. Как и предыдущие разделы, он заполняется отдельно для транспортного средства «А» и «В»;
- Для внесения предусмотрено чистое поле (пункт 17). При его заполнении нужно постараться и зарисовать все подробности аварии. Необходимо схематически изобразить дорогу, знаки, светофоры, здания и другие ориентиры. Транспортные средства нужно нарисовать в положении, соответствующему тому, что было в момент столкновения. Обязательно наличие стрелок, указывающих направление движения машин перед аварией;
- После заполнения лицевой стороны бланка части Европротокола разделяются и каждый водитель заполняет обратную сторону, касающуюся его ТС. Здесь нужно подробно расписать обстоятельства инцидента, и написать кто управлял машиной во время аварии;
- Четвертый пункт, где нужно указать сведения о других ТС, в Европротоколе не заполняется.
Заполненное извещение должно быть передано страховщику не позднее чем через 15 дней после аварии.
Скачать образец заполнения
Нужно ли выставлять знак аварийной остановки
Нередко у водителей возникают сомнения в необходимости ставить знак аварийной остановки на парковке. В стесненных условиях стоянки, с учетом небольшой скорости движения транспортных средств, такое требование кажется излишним. Однако правила дорожного движения говорят об обратном.
Закон обязывает водителя при оформлении ДТП включить аварийную сигнализацию, чтобы обозначить ТС на дороге и установить знак аварийной остановки. Аварии на парковке относятся к дорожно-транспортным происшествиям, следовательно, на них распространяются требования пунктов 2.5 и 7.2 ПДД . В них места совершения ДТП не разделяются на дорогу, придомовую территорию, парковку и прочие. Поэтому, если вы забудете выставить знак аварийной остановки, сотрудники ГИБДД обязаны выписать штраф за нарушение.
Правила предписывают водителю разместить знак аварийной остановки на расстоянии не ближе 15 метров от транспортного средства. На стоянке это выглядит немного неуместно, но проще и дешевле придерживаться требований ПДД, чем платить штраф за нарушение.
Знак придется выставить и в случае, если виновник аварии скрылся, а вы дожидаетесь ГИБДД для оформления происшествия.
Что делать, если виновник скрылся
За оставление места ДТП предусмотрены : на срок от года до полутора лет и арест на 15 суток. Однако ситуация, когда виновник скрылся с места ДТП на парковке, не является редкостью. Это объясняется двумя моментами:
- не все задумываются о том, что будет, если скрыться с места происшествия;
- виновник может попросту не заметить столкновение.
Вторая причина особенно распространена при авариях, когда грузовик или микроавтобус при движении задним ходом слегка цепляет бампером стоящее авто.
Штраф за оставление места ДТП не предусмотрен. Только лишение права управления транспортными средствами или арест.
Безнаказанно оставить место аварии, не оформляя её с привлечением сотрудников ГИБДД можно в двух случаях:
- ущерб незначителен и у пострадавших ;
- травм нет, сумма ущерба невелика и ДТП оформляется по Европротоколу.
Если виновник аварии, в результате которой был поврежден ваш автомобиль, скрылся с места парковки, придется оформлять происшествие с участием ГИБДД. Для этого нужно:
- выставить знак аварийной остановки;
- вызвать ГИБДД;
- собрать у свидетелей ДТП сведения о скрывшемся участнике (цвет, номер и марка авто, приметы водителя и машины);
- записать контакты и Ф. И. О. свидетелей.
После приезда патруля необходимо разъяснить ситуацию, подчеркнув факт бегства виновника с места аварии. После оформления протокола необходимо отправиться в отделение ГИБДД и подать письменное заявление о розыске виновника аварии. После этого нужно письменно информировать страховую компанию, в которой вы оформляли ОСАГО, о наступлении страхового случая.
С 01.03.2008 происходят следующие изменения:В части заключения договоров ОСАГО:
А) не подлежат страхованию прицепы к легковым ТС, принадлежащие гражданам (ФЛ);
Б) минимальный срок страхования для ТС, зарегистрированных в иностранных государствах снижается до 5 дней (в действующей редакции Закона - 15 дней);
В) минимальный период использования для ТС, принадлежащих гражданам (ФЛ), сокращается до 3 календарных месяцев (в действующей редакции Закона - 6 календарных месяцев);
Г) устанавливается возможность ограничения периода использования для специализированных ТС (снегоуборочная, сельскохозяйственная, поливочная и иная техника), принадлежащих ЮЛ, - от 6 календарных месяцев до 1 года (действующая законодательная норма подобную возможность исключает);
Д) изменяется принцип определения территории преимущественного использования ТС, принадлежащих ЮЛ - по месту регистрации ТС (в действующей редакции Закона - по месту нахождения собственника ТС);
Е) расширяется круг лиц, имеющих право на получение компенсации части стоимости полиса ОСАГО, а также изменяются условия, позволяющие воспользоваться этим правом - указанная возможность предоставляется всем инвалидам (в т.ч. детям-инвалидам) и их представителям при соблюдении следующих двух условий:
Инвалид имеет ТС в соответствии с медицинскими показаниями;
ТС используется не более чем 3 (включая самого инвалида) водителями (в действующей редакции Закона - только инвалиды, получившие ТС через органы социальной защиты, при условии его эксплуатации не более чем 2 (включая самого инвалида) водителями);
Ж) исключаются понятия «продления договора ОСАГО» и т.н. «льготного месяца» после окончания срока страхования по договору ОСАГО, в течение которого можно было продлить договор, - договор ОСАГО заключается/перезаключается на новый срок с даты не ранее, чем дата обращения страхователя;
З) уточняется перечень документов, выдаваемых страхователю при заключении договора - из указанного перечня исключен специальный знак государственного образца (стикер).
В части осуществления страховых выплат потерпевшим:
А) изменяется максимальная страховая сумма при причинении вреда жизни или здоровью - не более 160 т.р. на каждого потерпевшего вне зависимости от их числа (в действующей редакции Закона - не более 160 т.р. при причинении вреда 1 потерпевшему и не более 240 т.р. при причинении вреда 2 и более потерпевшим);
Б) устанавливается размер страховой выплаты при причинении вреда жизни:
135 т.р. - фиксированная выплата в случае смерти участника ДТП;
Выплата в пределах 25 т.р. - при возмещении расходов на погребение;
В) увеличивается срок рассмотрения требования потерпевшего о выплате страхового возмещения до 30 календарных дней с момента получения документов страховщиком (в действующей редакции Закона - 15 календарных дней).
Г) водится обязанность выплаты страховщиком неустойки (пени) за превышение срока рассмотрения требования о выплате в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
д) отменяется понятие «внутренняя территория организации» - т.е. наступление гражданской ответственности владельца ТС в результате ДТП на внутренней территории организации переходит в категорию страхового риска по договору ОСАГО.
С 01.07.2008 вводится процедура прямого возмещения убытков - т.е у потерпевшего появляется право обращаться за получением страховой выплаты к страховщику, с которым заключен договор ОСАГО (в действующей редакции Закона - выплаты осуществляются только страховщиком виновника), при выполнении следующих двух условий:ДТП произошло с участием только 2 ТС, ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО;
Ущерб причинен только имуществу.
С 01.12.2008 в действие вступают поправки, допускающие процедуру упрощенного оформления ДТП его участниками без ГИБДД путем заполнения извещения о ДТП, при соблюдении следующих трех условий:
ДТП произошло с участием 2 ТС, ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО;
Причинен ущерб только имуществу;
Отсутствуют разногласия между участниками ДТП относительно обстоятельств произошедшего события и размера ущерба и оформлено извещение о ДТП.
Важно! При этом размер выплаты страховщиком не может превышать 25 т.р.
С 01.01.2009 в действие вступают поправки, регламентирующие порядок и условия осуществления международного обязательного страхования («Зеленая карта») для ТС, зарегистрированных в РФ и выезжающих за рубеж. Одновременно исключается норма, разрешающая страховым посредникам осуществлять в РФ продажи полисов «Зеленой карты» иностранных страховщиков.
Для практической реализации вышеописанных поправок страховщиками потребуется внесение Правительством РФ соответствующих изменений в Правила страхования ОСАГО и в Страховые тарифы ОСАГО, после принятия которых будет произведена корректировка страховой документации, а также внутренних нормативных актов компании по ОСАГО (при необходимости).
Являются достаточно распространенными ситуациями, при которых нарушается целостность имущества граждан. Дополнительно может наноситься вред здоровью или жизни людей. Аварии могут происходить не только на дороге, но и на прилегающих территория или в других местах. Важным условием выступает необходимость движения хотя бы одной машины. Достаточно распространенными считаются ДТП на парковке. Они возникают из-за того, что автовладельцы не могут рационально оценить габариты своего авто, поэтому наносят незначительные или даже серьезные повреждения другим автомобилям или людям.
Причисляются к ситуации, когда наносятся повреждения машинам или людям при движении другого автомобиля. Участвовать в такой аварии может не только два автомобиля, но и большее количество транспортных средств. Она может возникать не только непосредственно на дороге, но и на прилегающей территории, к которой относится и парковка.
ДТП происходят по разным причинам, а также устанавливается различный характер удара. Не будет считаться аварией нарушение целостности машины за счет удара открытой дверцей другого стоящего автомобиля.
Чтобы официально зафиксировать ДТП на парковке, должны выполняться некоторые условия:
Поэтому не все случаи, когда наносится вред машине, находящейся на парковке, могут причисляться к официальной аварии.
Не получится официально признать ситуацию аварией при условиях:
При вышеуказанных условиях не имеет значения, где именно произошла ситуация, поэтому если просто ударит прохожий ногой припаркованную на обочине машину, нанеся ей определенные повреждения, то это не считается ДТП.
Если же на парковке один автомобиль наезжает на другую припаркованную машину, то это является ДТП на парковке. Владелец поврежденного имущества имеет право оформить аварию официальным образом, чтобы иметь возможность обратиться в страховую компанию для получения возмещения.
Считается аварией ситуация, когда оба автовладельца пытались покинуть парковочные места, столкнувшись друг с другом.
По статистике именно на крупных парковках часто наносятся повреждения автомобилям. На это влияют разные факторы, поэтому наиболее часто аварии происходят по причинам:
По статистике ДТП на парковке являются достаточно распространенными. Поэтому планируется в скором времени оборудовать данные площадки специальными устройствами, гарантирующими создание оптимального расстояния между соседними машинами.
Часто при выезде с парковки требуется ездить задним ходом. В этом случае водители сталкиваются с ограниченной видимостью, поэтому нередко происходит ДТП при парковке задним ходом. Особенно это касается машин, не оснащенных особыми системами, позволяющими получать оповещения о возможности столкновения с движущимися или неподвижными объектами. Обычно предупреждение являются звуковым или визуальным, для чего соответствующая картинка передается на монитор.
Если возникает авария, то не допускается покидать автовладельцу место происшествия.
Для предотвращения таких ситуаций желательно каждому автовладельцу оснастить свою машину соответствующим оборудованием и камерами заднего вида.
Часто владельцы супермаркетов или других учреждений оборудуют перед заведением стоянку, которая не отвечает требованиям ГИБДД. Парковочные места представлены особыми площадками, оснащенными соответствующей разметкой. Именно на основании разметки определяется ограниченное пространство, предназначенное для одной машины.
Не допускается наличие слишком узких парковочных мест, так как при таких условиях высок риск возникновения ДТП. Выезд с парковки при таких условиях является ограниченным и сложным. По стандарту при формировании парковочного места должны учитываться не только габариты обычных легковых автомобилей, но и грузовиков. Дополнительно устанавливаются требования:
Не разрешается обсаживать территорию разными зелеными насаждениями. Ширина одного парковочного места не может быть меньше 2,3 м.
Если возникает такое происшествие на парковке, каждый водитель должен знать, как поступить. После возникновения ДТП на парковке что делать участникам? Для этого выполняются действия:
Далее водители принимают решение о необходимости использования помощи работников ДПС. Для этого определяется, кто виноват в ДТП на парковке. Если повреждения являются несерьезными, то виновник может самостоятельно покрыть нанесенный ущерб. Дополнительно может составляться сторонами европротокол, по которому пострадавший может получить возмещение от страховой компании.
Если повреждения являются серьезными, то придется прибегнуть к помощи работников ДПС, для чего важно узнать точный адрес парковки.
Нередко между двумя автовладельцами возникают споры, а при таких условиях целесообразно записать контактные данные очевидцев, которые могут подтвердить те или иные действия каждого водителя.
Так как происшествие происходит на парковке, часто водители не устанавливают знак аварийной остановки, поскольку на площадке машины двигаются с низкой скоростью. Однако в законодательстве четко прописывается, что если имеется официальное ДТП, то знак аварийной остановки должен выставляться в обязательном порядке независимо от места происшествия.
На парковке данный знак устанавливается на расстоянии в 15 м от машины. Благодаря этому элементу остальные автовладельцы будут предупреждены о происшествии, поэтому будут замедляться и ехать аккуратно, что позволит предотвратить еще одно ДТП.
Первоначально надо разобраться, кто виноват в ДТП на парковке. Если между сторонами отсутствуют разногласия относительно виновника, то они могут решить проблему мирным способом.
Процесс оформления может реализоваться несколькими способами:
Если составляется после ДТП на парковке европротокол, то пострадавший должен учитывать, что получить на основании этого документа можно возмещение максимально в размере 50 тыс. руб., поэтому надо адекватно оценить имеющиеся повреждения.
Если выбирается этот способ решения проблемы, то можно сэкономить много времени автовладельцам. При этом должны удовлетворяться некоторые условия:
Как составить европротокол при ДТП на парковке? Для этого учитываются правила:
Чтобы заполнить все пункты, у водителей должны иметься при себе водительские удостоверения, паспорта, ПТС на машины и полисы ОСАГО.
Если машине был нанесен урон в результате неправильного движения другого автомобиля, то при таком ДТП на парковке страховой фирмой выплачивается компенсация пострадавшей стороне на основании полиса ОСАГО.
Если имеется оформленный КАСКО у виновника, то каждый участник получает возмещение.
Если же наносятся повреждения людьми или дверцей стоящей машины, то при таких условиях страховая компания откажет в выплате.
Оставление места ДТП на парковке - это достаточно распространенная ситуация, так как автовладельцы могут просто не заметить, что они притерли другую машину, а также они уверены, что их невозможно будет найти пострадавшей стороне.
При таких условиях не следует покидать место происшествия, а также придется обращаться к работникам ГИБДД.
Если сам человек нанес даже незначительные повреждения другой машине своим автомобилем, то надо прекратить движение и дождаться автовладельца. Если невозможно долго ждать, то желательно оставить записку с номером телефона, чтобы в будущем решить проблему.
Если виновник уехал с места ДТП на парковке, то это является серьезным правонарушением. Работники ГИБДД при таких условиях объявляют автовладельца в розыск. Будут проверены все имеющиеся камеры видеонаблюдения, а также могут использоваться показания свидетелей или видеозаписи с регистраторов других машин.
Если автовладелец скрывается с места аварии, то он привлекается к административной ответственности. В зависимости от нанесенного урона людям или имуществу может применяться предупреждение, штраф, лишение водительских прав или отправка машины на штрафстоянку.
Для многих автовладельцев самым жестким наказанием считается лишение удостоверения на полтора года.
Аварии на парковке считаются достаточно распространенными происшествиями. Они могут совершаться по разным причинам, а также не всегда они считаются ДТП.
Каждый человек, попадающий в такую ситуацию, должен знать, как оформить аварию, а также какими способами можно выполнить данный процесс. При незначительных повреждениях вопрос решается мирным способом или с помощью составления европротокола. Если повреждения считаются существенными или у одного из участников отсутствует полис ОСАГО, то придется обращаться к работникам ГИБДД.
Помимо дорог, аварии не менее часто происходят на парковках, на такие происшествия отводится не менее пятой части всех ДТП.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Учитывая, что скорость машин небольшая, то ущерб ограничивается царапиной на кузове или помятым бампером, и поэтому виновник аварии покидает место, не оформив ситуацию по закону.
Поэтому будет крайне важно узнать, что делать, если произошло ДТП на парковке (авария) в 2019 году.
Причины возникновения аварии на парковке могут быть самые разные — от превышения скорости, до невнимательности водителя, который начал выезжать под едущий автомобиль.
Часто попадают в ДТП на парковках новички, не умеющие соблюдать габариты, или новые владельцы автомобиля, которые не успели привыкнуть к новому транспорту.
Покидание места ДТП, согласно Административному кодексу, тоже является правонарушением, и в любом случае, не станет оптимальным вариантом поведения.
Дорожно-транспортное происшествие, произошедшее на парковке, ничем не отличается от аварии в любой другой зоне.
За оформление ситуации отвечают сотрудники полиции, а в зависимости от ущерба и обстоятельств столкновения вина будет возложена на одного из участников, если конечно не было достигнуто согласия об отсутствии претензий.
Таким образом, следует правильно отреагировать на аварию в условиях парковки, даже если человек никогда не попадал в ДТП и не имеет подобного опыта.
Многие водители не знают, куда звонить в такой ситуации. Прежде всего нужно вызвать сотрудников ГИБДД, что можно сделать по номеру 102, указав, что произошло ДТП, а также очертить основные детали, вроде повреждений, наличия второго водителя и места аварии.
Если у человека есть страховка, он может вызвать на место представителя страховой компании, к которой приписан, чтобы он оценил нанесенный ущерб и составил опись повреждений для дальнейшей выплаты.
Обязанности водителя, которые он должен выполнить при условии аварии, прописаны в .
К примеру, там указано, что он обязан дождаться полицейских, в случае возможности оказать первую помощь пострадавшим, а также не передвигать объекты, которые причастны к аварии.
Кроме того, по ПДД необходимо включить аварийную сигнализацию и поставить знак остановки.
А вот наказание за несоблюдение обязанностей и само ДТП, прописано в . В частности, полный перечень всех обязательств содержится в .
При возникновении ДТП человек должен выполнить определенные действия, от которых зависит не только скорость оформления, но и жизнь другого человека.
Прежде всего он должен:
Все эти действия помогут правильно среагировать при ДТП и не получить ответственность за оставление места ДТП на парковке или неоказание медицинской помощи.
Даже самое небольшое столкновение, которое привело к нанесению вреда, является ДТП, и соответственно квалифицируется законом. Именно такая трактовка описана в .
Поэтому в любом случае при столкновении машин может идти речь об аварии, соответственно, водители должны действовать по закону и ни в коем случае не нарушать его.
Самой простой ситуацией является та, в которой есть сторона, признающая вину. В таком случае можно оформить , в котором указать кто именно виновен и разъехаться без оформления происшествия полицией.
Но если ни один водитель не признает вину, то следует однозначно вызывать ГИБДД, которые по схеме аварии и после опроса свидетелей, а также изучения материалов с регистраторов смогут выяснить, по чьей вине произошло столкновение, и кто будет нести ответственность за совершение ДТП.
Есть несколько ситуаций, которые в практике аварий встречаются наиболее часто. Это может быть авария, связанная со шлагбаумом, неумелом движении задним ходом или прочими нюансами.
Опыт водителей и полицейских говорит о том, что именно такие ДТП происходят чаще всего и даже с первого взгляда можно определить, кого нужно считать виновным.
Современные парковки оснащены шлагбаумами, которые работают в автоматическом режиме, но чаще управляются оператором стоянки.
Столкновение со шлагбаумом может произойти по вине оператора, который закрыл барьер перед движущимся автомобилем, сделал это слишком рано или не учел, что под закрывающимся шлагбаумом движется автомобиль.
Если идет речь об , то причиной ситуации может быть сбой электроники.
Нередко в аварии со шлагбаумами виноваты и сами водители, которые могли допустить неисправность тормозов, затормозили вовремя или каким-то образом не заметили шлагбаум.
Аварии, которые происходят по причине заднего хода, также распространены. Особенно часто виновниками становятся новички, которые не умеют парковаться задом в стесненных условиях, задевая соседние машины, а также могут выехать на проезд, не учтя, что там может ехать автомобиль.
Несмотря на то, что двигаться на автомобиле задом обучают еще в автошколах, часто новоиспеченные водители демонстрируют неумение пользоваться задней передачей и допускают аварии.
Современные автомобили, которые оборудованы системой автоматической стоянки, пока не являются надежными настолько, чтобы доверить компьютеру парковку.
Сама система работает по принципу парктроника, изучая ситуацию вокруг с помощью ультразвука и системы камер, соответственно паркуя автомобиль безопасно.
Но электроника может дать сбой, а сенсоры — не увидеть препятствие, после чего происходит ДТП.
Оформить ДТП конечно можно самостоятельно, составив европротокол. Но такая возможность доступна только если:
Но если было выбрано оформление сотрудниками полиции, то для начала нужно убрать автомобили с проезжей части, предварительно зафиксировав ситуацию на фото или видео.
Полицейские составляют схему аварии, определяют ее виновника, а также документируют имеющиеся на автомобилях повреждения и опрашивают свидетелей.
Итогом будет оформление протокола ДТП, где указывается перечисленная информация, после чего этот документ и схема проверяются и подписываются обоими водителями.
При оформлении страховки ОСАГО компания выдает водителю два листа извещения о ДТП. Именно это и является европротоколом, который состоит из трех листов.
Заполнять нужно первый лист, причем на второй информация копируется автоматически. Следует заполнить следующие графы:
Место аварии | Сюда пишется город, улица и ближайший дом, также можно написать номер парковки, если ДТП случилось на ней |
Дата аварии | — |
Количество машин | Их должно быть не более двух |
Количество раненых и погибших | Если таковые есть, то европротокол вообще незаконен и следует обязательно вызвать ГИБДД, но если все хорошо, ставится прочерк |
Освидетельствование на алкоголь | Имеют право проводить только полицейский, поэтому ставится прочерк |
Материальный ущерб другим сторонам | Поскольку предусматривается только два автомобиля, ставится галочка “нет”, но если пострадало другое имущество на сумму не более 25 тысяч рублей, это нужно отметить |
Свидетели | Указывается несколько свидетелей аварии, их ФИО, адрес проживания и контактный телефон |
Оформление ГИБДД | Галочка ставится на “нет” |
Транспортное средство, собственник и водитель | Следует указать все запрашиваемые в протоколе данные |
Страховщик | Пишется название компании, номер полиса и срок действия |
Место первого удара | Необходимо указать, в какую точку пришелся удар |
Повреждения | Нужно описать все поврежденные детали и степень ущерба |
Замечания | Тут один из водителей признает вину, а второй указывает невиновность |
Обстоятельства | Следует отметить те позиции из списка, которые были на момент ДТП |
Схема ДТП | Тут водители должны зарисовать ситуацию на дороге, которая сложилась при ДТП |
Подписи водителей | — |
На обороте тоже нужно заполнить поля, надо указать, какой транспорт (А или В) управлялся человеком, описать обстоятельства ДТП, кто управлял машиной, а также сколько участников ДТП было и есть ли поврежденное другое имущество.
Следует также указать способность автомобиля двигаться самостоятельно, а в примечаниях указать возможное наличие фиксации аварии. Далее ставятся дата, подпись и ФИО.
Водителей, которые попали в ДТП на парковке, чаще всего интересует, можно ли получить страховку за ущерб.
Она даст возможность отремонтировать машину и другое имущество, пострадавшее в аварии, но не всегда такое столкновение признается страховым.
К примеру, удар дверью будет проходить по гражданскому иску. И лишить прав по нему не могут.
В законе об ОСАГО указано, что происшествия на автостоянке являются страховыми случаями, следовательно, пострадавший сможет получить возмещение ущерба, а виновный будет должен выплатить сумму ущерба.
Страховая природа такого случая оговорена постановлением 131, которое исправило закон о том, действует ли в таком случае.
Если автомобиль застрахован по системе КАСКО, то водитель также может получить возмещение ущерба, поскольку парковка не отличается от дороги при совершении аварии.
В таком случае нужно только правильно оформить документы, обратившись с ними в страховую компанию и получив средства на ремонт автомобиля.
В любом случае, пусть оформление производится полицейскими или самими водителями, нужно будет составить схему аварии.
На ней должно быть зарисовано место аварии, то есть отдельная часть парковки, также нужно указать и рядом находившиеся автомобили, если они были.
Следует нарисовать расположение машин после аварии, то есть изобразить положение, в котором они остановились.
Схематично указывается направление, в котором двигались автомобили, разметка и знаки, находящиеся вокруг, а также для большей точности указать ближайшие улицы.
Видео: что делать, если произошла авария на стоянке
Поскольку не все водители добросовестные, у пострадавших часто возникает вопрос, если при дтп на парковке виновник скрылся что делать?
Прежде всего, до того как он скрылся, необходимо попытаться запомнить или записать его номера, после чего сразу же вызвать ГИБДД.
Полиция принимает меры, которые могут быть связаны с арестом до 15 суток или лишением прав на срок до полутора лет.
Если ущерб был незначительным или место аварии оставил неумышленно, то может быть назначен штраф.
Размер штрафа за оставление места аварии равняется от 500 до 1500 рублей, но есть и сопутствующие нарушения.
К примеру, если водитель не исполнил обязанности при ДТП, то он должен будет уплатить 1000 рублей, если употреблял после аварии наркотики или алкоголь, то штраф вырастет до 30 тысяч рублей.
ОСАГО - обязательное страхование автогражданской ответственности. В России закон об ОСАГО действует 13 лет, но вызывает массу сомнений и вопросов у тех, кто застраховал транспортное средство по этому полису. И один из вопросов – является ли страховым случаем дорожная авария, случившаяся на парковке.
Нередко сотрудники ГИБДД стараются сбросить на участкового случаи аварии с повреждениями транспортного средства, мотивируя это тем, что произошло повреждение не на дороге, следовательно, дорожно-транспортным происшествием не является. Участковый тоже говорит, что владелец пострадавшей автомашины обратился не по адресу и будет прав.
Понимание данного факта необходимо, чтобы выяснить, действует ли ОСАГО на парковках, имеет ли право владелец ТС на выплату по страховке.
В ПДД говорится, что дорожно-транспортным происшествием признается инцидент, возникший в результате перемещения транспортного средства, при этом пострадали люди, повреждены другие ТС, причинен иной ущерб. Действие правил распространяется не только на дороги, но и прилегающие территории, по которым движется транспорт. Такими территориями являются автостоянки, дворы, парковки возле супермаркетов и офисов. Вот и получается, что если одна машина в ходе маневрирования зацепила и поцарапала другую машину, этот факт подпадает под категорию ДТП, поскольку имело место движение ТС, и разбираться с ним должна ГИБДД.
Но автомобиль, стоящий на парковке, могли поцарапать открывающейся дверцей, на нее могла упасть сосулька. Это не является фактом ДТП, и речь идет о причинении материального ущерба, возмещать который обязан виновник случившегося.
Правда, если у пострадавшего владельца автомашина застрахована по КАСКО, он может рассчитывать на получение страховки. Страховая компания все равно возместит сумму ущерба с виновника. При отсутствии страхового полиса обязательство по возмещению убытков ложится на виновного в повреждениях, который должен возместить предстоящие затраты на ремонт машины добровольно, или в судебном порядке.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть варианты событий.
Пример 1. Паркуясь у дома, вы не рассчитали расстояния и въехали в ограду, или стену дома, разбив при этом фару и смяв бампер. Вы – единственный участник происшествия, и в случившемся виноваты сами. Этот случай, как страховой не рассматривается, и по ОСАГО вы ничего не получите. Так что можете ехать с помятым задом в сервисный центр и готовить деньги на ремонт.
Пример 2. Вы поставили машину на парковке у торгового центра или в собственном дворе. Но кто-то, проезжая мимо, зацепил ваш автомобиль, смял бампер, или поцарапал дверь. Этот случай является страховым, и автовладелец может идти в страховую компанию, которая выдала ему полис ОСАГО и потребовать выплаты компенсации за ремонт автомобиля.
Пример 3. Если некий гражданин, проходя мимо, зацепился за рекламный штендер или ограду, и уронил ее на автомобиль, то в данном случае страховой полис ОСАГО не действует. Ущерб за поцарапанный кузов или разбитые фары должен возместить гражданин, уронивший рекламную конструкцию.
Европротокол — система, дающая возможность зарегистрировать факт ДТП без присутствия сотрудников ГИБДД для получения выплаты по ОСАГО. Также европротоколом называется сам документ, заполненный участниками столкновения.
Европротокол действует при соблюдении нескольких обязательных условий:
Желательно заполнять европротокол на бланках, выданных при оформлении ОСАГО в страховой компании.
Некто, проезжая через двор, где стояла машина, зацепил ее, но скрылся с места ДТП. В этом случае пострадавший вправе обратиться в ГИБДД с заявлением о происшествии. Виновный в аварии автомобиль будет объявлен в розыск. И наверняка найдутся свидетели, а еще лучше видеокамеры, или видеорегистраторы, которые зафиксировали факт ДТП. Пострадавший автовладелец также вправе обратиться в страховую компанию, и она ему выплатит страховую компенсацию, потому что данный случай является страховым. Потом страхователь востребует эти деньги с водителя — виновника данной аварии.
Стремление скрыться с места происшествия – не лучший выход из положения, потому что нарушитель рано или поздно будет обнаружен, и его ждет наказание в виде лишения водительских прав, денежного штрафа, или тюремное заключение на 15 суток.
Таким образом, гражданская автоответственность действует, если в дорожной аварии задействованы более двух машин. Материальный ущерб выплачивается пострадавшей стороне со страховки водителя, виновного в аварии. Поэтому в поиске виновника должна быть заинтересована именно пострадавшая сторона.