Самая знаменитая немецкая самоходная артиллерийская установка «Фердинанд. ПТ-САУ "Ferdinand" - Бортовой Журнал — LiveJournal Чертежи танка фердинанд

«Тигр» - самый грозный немецкий танк Второй мировой войны, своего рода символ гитлеровских «Панцерваффе». И если два других самых знаменитых танка тех лет - Т-34 и «Шерман» - во многом обязаны своей известностью гигантскими объёмами производства, то «Тигр» заслужил свою славу исключительно благодаря выдающимся боевым качествам. И можно только сожалеть, что эти качества использовались в борьбе за неправое дело…

Разделы этой страницы:


Своим появлением на свет самая знаменитая немецкая самоходка периода Второй мировой войны - «Фердинанд» - обязана, с одной стороны, интригам вокруг тяжёлого танка VK 4501 (Р), а с другой - появлению 88-мм противотанковой пушки Рак 43. Как уже рассказывалось, танк VK 4501 (Р) - «Тигр» конструкции доктора Порше - был показан Гитлеру 20 апреля 1942 года, одновременно с его конкурентом VK 4501 (H) - «Тигром» фирмы Henschel. По мнению Гитлера, в серийное производство должны были быть запушены обе машины, чему всячески противилось Управление вооружений, работники которого терпеть не могли строптивого любимца фюрера - доктора Порше. Испытания не выявили очевидных преимуществ одной машины перед другой, но готовность к производству у «Тигра» Порше была выше - к 6 июня 1942 года к сдаче в войска были готовы первые 16 танков VK 4501 (Р), для которых на фирме Krupp заканчивалась сборка башен. Фирма Henschel могла сдать к этому сроку только одну машину, и ту без башни. Первый батальон, оснащённый «тиграми» Порше, предполагалось сформировать к августу 1942 года и отправить под Сталинград, но внезапно Управление вооружений остановило все работы по танку на месяц.







Управленцы воспользовались указанием Гитлера о создании штурмового орудия на базе танков Pz.IV и VK 4501, вооружённого новейшей 88-мм противотанковой пушкой Рак 43/2 с длиной ствола в 71 калибр. С подачи Управления вооружений и было решено переделать все 92 готовых и находящихся в сборке в цехах завода Nibelungenwerke шасси VK 4501 (Р) в штурмовые орудия.

В сентябре 1942 года работа началась. Проектирование велось фирмой Porsche совместно с конструкторами берлинского завода Alkett. Поскольку броневая рубка должна была располагаться в кормовой части, компоновку шасси пришлось изменить, разместив двигатели и генераторы в середине корпуса. Первоначально планировалось производить сборку новых САУ в Берлине, но от этого пришлось отказаться по причине сложностей, связанных с перевозкой по железной дороге, и из-за нежелания приостанавливать выпуск штурмовых орудий StuG III - основной продукции завода Alkett. В результате сборка САУ, получившей официальное обозначение 8,8-cm Рак 43/2 Sfl. L/71 Panzerj?ger Tiger (P) Sd.Kfz.184 и название Ferdinand (присвоено лично Гитлером в феврале 1943 года в знак уважения к доктору Фердинанду Порше), производилась на заводе Nibelungenwerke.



Лобовые 100-мм листы корпуса танка Tiger (Р) были усилены накладными 100-мм броневыми листами, закреплёнными на корпусе болтами с пулестойкой головкой. Таким образом лобовую броню корпуса довели до 200 мм. Аналогичную толщину имел и лобовой лист рубки. Толщина бортовых и кормового листов достигала 80 мм (по другим данным 85 мм). Броневые листы рубки соединялись в шип и усиливались шпонками, а затем обваривались. Рубка крепилась к корпусу скобами и болтами с пулестойкой головкой.

В передней части корпуса располагались рабочие места механика-водителя и радиста. За ними, в центре машины, параллельно друг другу устанавливались два 12-цилиндровых карбюраторных V-образных двигателя жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM мощностью 265 л.с. при 2600 об/мин каждый. Двигатели приводили во вращение роторы двух генераторов Siemens Тур aGV, которые, в свою очередь, снабжали электроэнергией два тяговых электродвигателя Siemens D1495аАС мощностью 230 кВт каждый, установленных в кормовой части машины под боевым отделением. Крутящий момент от электродвигателей с помощью специальных электромеханических бортовых передач передавался на ведущие колёса кормового расположения. В аварийном режиме или в случае боевых повреждений одной из ветвей электропитания предусматривалось дублирование другой.



Ходовая часть «Фердинанда» применительно к одному борту состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией, сблокированных попарно в три тележки с оригинальной, очень сложной, но высокоэффективной поршевской схемой подвески с продольными торсионами, опробованной ещё на опытном шасси VK 3001 (Р). Ведущее колесо имело съёмные зубчатые венцы с 19 зубьями каждый. Направляющее колесо также имело зубчатые венцы, что исключало холостую перемотку гусениц. Каждая гусеница состояла из 109 траков шириной 640 мм.



В рубке в цапфах специального станка была установлена 88-мм пушка Рак 43/2 (в самоходном варианте - StuK 43) с длиной ствола 71 калибр, разработанная на основе зенитной пушки Flak 41. Горизонтальный угол наведения был возможен в секторе 28°. Угол возвышения +14°, склонения -8°. Масса орудия 2200 кг. Амбразура в лобовом листе рубки прикрывалась массивной литой маской грушевидной формы, соединённой со станком. Однако конструкция маски оказалась не слишком удачной, не обеспечивавшей полной защиты от свинцовых брызг и мелких осколков, проникавших внутрь корпуса в щели между маской и лобовым листом. Поэтому на масках большей части «фердинандов» укрепили броневые щитки. В боекомплект пушки входили 50 унитарных выстрелов, размещённых на стенках рубки. В кормовой части рубки находился круглый люк, предназначенный для демонтажа пушки.

По немецким данным, бронебойный снаряд PzGr 39/43 массой 10,16 кг и начальной скоростью 1000 м/с пробивал на дистанции 1000 м 165-мм броню (при угле встречи 90°), а подкалиберный снаряд PzGr 40/43 массой 7,5 кг и начальной скоростью 1130 м/с - 193 мм, что обеспечивало «Фердинанду» безусловное поражение любого из существовавших тогда танков.



Сборка первой машины началась 16 февраля 1943 года, а последний - девяностый «Фердинанд» покинул заводские цехи 8 мая. В апреле первая серийная машина проходила испытания на Куммерсдорфском полигоне.

Боевое крещение «фердинанды» приняли в ходе операции «Цитадель» в составе 656-го полка истребителей танков, в который входили 653-й и 654-й дивизионы (schwere Panzerj?ger Abteilung - sPz.J?ger Abt.). К началу сражения в первом имелось 45, а во втором 44 «фердинанда». Оба дивизиона находились в оперативном подчинении 41-го танкового корпуса, участвовали в тяжёлых боях на северном фасе Курской дуги в районе станции Поныри (654-й дивизион) и посёлка Тёплое (653-й дивизион).



Особенно тяжёлые потери понёс 654-й дивизион, в основном на минных полях. На поле боя остался 21 «фердинанд». 15 июля подбитая и уничтоженная в районе станции Поныри немецкая техника обследовалась представителями ГАУ и НИБТПолигона Красной Армии. Большая часть «фердинандов» находилась на минном поле, начинённом фугасами из трофейных крупнокалиберных снарядов и авиабомб. Более половины машин имели повреждения ходовой части: разорванные гусеницы, разрушенные опорные катки и т. д. У пяти «фердинандов» повреждения ходовой части были вызваны попаданиями снарядов калибра 76-мм и более. У двух немецких САУ стволы орудий оказались прострелены снарядами и пулями противотанковых ружей. Одна машина была разрушена прямым попаданием авиабомбы, а ещё одна - попаданием 203-мм гаубичного снаряда в крышу рубки. Лишь одна САУ этого типа, которая обстреливалась с разных направлений семью танками Т-34 и батареей 76-мм орудий, имела пробоину в борту, в районе ведущего колеса. Ещё один «Фердинанд», не имевший повреждений корпуса и ходовой части, был подожжён бутылкой с зажигательной смесью, брошенной нашими пехотинцами. Единственным достойным противником тяжёлых немецких самоходок оказалась самоходно-артиллерийская установка СУ-152. 8 июля 1943 года полк СУ-152 обстрелял атакующие «фердинанды» 653-го дивизиона, подбив при этом четыре вражеские машины. Всего же в июле - августе 1943 года было потеряно 39 «фердинандов». Последние трофеи достались Красной Армии на подступах к Орлу - на железнодорожной станции было захвачено несколько подготовленных к эвакуации повреждённых штурмовых орудий.













Первые бои «фердинандов» на Курской дуге стали, по существу, и последними, где эти САУ использовались в массовом количестве. Причём, с точки зрения тактики, их применение оставляло желать лучшего. Созданные для истребления советских средних и тяжёлых танков на больших дистанциях, они применялись в качестве передового «броневого щита», вслепую тараня инженерные заграждения и противотанковую оборону, неся при этом большие потери. Вместе с тем, моральный эффект появления на советско-германском фронте практически неуязвимых немецких самоходок был очень большим. Появились «фердинандомания» и «фердинандобоязнь». Судя по мемуарной литературе, не было в Красной Армии бойца, который не подбил или, в крайнем случае, не участвовал в бою с «фердинандами». Они ползли на наши позиции на всех фронтах, начиная с 1943 года (а иногда даже и раньше) и вплоть до конца войны. Количество же «подбитых» «фердинандов» приближается к нескольким тысячам.







Объяснить подобный феномен можно тем, что большинство красноармейцев плохо разбиралось во всяких там «мардерах», «бизонах» и «насхорнах» и называло любую немецкую самоходку «Фердинандом», что свидетельствует, насколько велика была его «популярность» у наших бойцов. Ну а кроме того, за подбитый «Фердинанд» без разговоров давали орден.

После бесславного завершения операции «Цитадель», оставшиеся в строю «Фердинанды» были переброшены в Житомир и Днепропетровск, где начался их текущий ремонт и замена орудий, вызванная сильным разгаром стволов. В конце августа 654-й дивизион отправили во Францию для переформирования и перевооружения. При этом свои САУ он передал в 653-й дивизион, который в октябре - ноябре принимал участие в оборонительных боях в районе Никополя и Днепропетровска. 16 декабря дивизион покинул передний край и был отправлен в Австрию.



Из справки, поданной в Главное командование сухопутных войск, следует, что до 5 ноября 1943 года 656-й полк уничтожил 582 советских танка, 344 противотанковые пушки, 133 других орудия, 103 противотанковых ружья, три самолёта, три бронеавтомобиля и три САУ.

В период с января по март 1944 года на заводе Nibelungenwerke проводилась модернизация 47 оставшихся к тому времени «фердинандов». В лобовой броне корпуса справа была смонтирована шаровая установка пулемёта MG 34. На крыше рубки появилась командирская башенка, заимствованная у штурмового орудия StuG 40. Щиток на стволе орудия развернули «задом наперёд» для лучшего его крепления, а также оснастили щитками те САУ, которые его не имели. Боекомплект довели до 55 выстрелов. Название машины изменили на Elefant (слон). Впрочем, вплоть до конца войны самоходку чаще называли привычным именем - «Фердинанд».





В конце февраля 1944 года 1-ю роту 653-го дивизиона отправили в Италию, где она участвовала в боях под Анцио, а в мае - июне 1944 года - под Римом. В конце июня роту, в которой оставалось два исправных «Элефанта», перебросили в Австрию.

В апреле 1944 года 653-й дивизион в составе двух рот был отправлен на Восточный фронт, в район Тернополя. Здесь в ходе боёв дивизион потерял 14 машин, но 11 из них удалось отремонтировать и вновь ввести в строй. В июле в дивизионе, отступавшем уже по территории Польши, имелось 33 исправных самоходных орудия. Впрочем, 18 июля 653-й дивизион без разведки и подготовки был брошен в бой на выручку 9-й танковой дивизии СС Hohenstaufen и уже через сутки количество боевых машин в его строю уменьшилось более чем вдвое. Советские войска весьма удачно применяли против «элефантов» свои тяжёлые САУ и 57-мм противотанковые пушки. Часть немецких машин была лишь повреждена и вполне подлежала восстановлению, но ввиду невозможности эвакуации их подорвали или подожгли собственные экипажи. 3 августа остатки дивизиона - 12 боеспособных машин - отвели к Кракову. В октябре 1944 года в дивизион начали поступать САУ Jagdtiger, а оставшиеся в строю «элефанты» были сведены в 614-ю тяжёлую противотанковую роту.


Компоновка САУ «Элефант»:

1 - 88-мм пушка; 2 - броневой щит на маске; 3 - перископический прицел; 4 - командирская башенка; 5 - вентилятор; 6 - лючок перископического прибора наблюдения; 7 - укладка 88-мм выстрелов на стенке боевого отделения; 8 - электромотор; 9 - ведущее колесо; 10 - тележка подвески; 11 - двигатель; 12 - генератор; 13 - сиденье наводчика; 14 - сиденье механика-водителя; 15 - направляющее колесо; 16 - курсовой пулемёт.



До начала 1945 года рота находилась в резерве 4-й танковой армии, а 25 февраля её перебросили в район Вюнсдорфа для усиления противотанковой обороны. Последние бои «элефанты» провели в составе так называемой группы Риттера (капитан Риттер был командиром 614-й батареи) в конце апреля в Вюнсдорфе и Цоссене. В окружённом Берлине последние два самоходных орудия «Элефант» были подбиты в районе площади Карла-Августа и церкви Св. Троицы.

Немецкая пт-сау Фердинанд. История создания истребителя танков Ferdinand. Гайд по танку Ferdinand.

Сегодня мы публикуем в Танкопедии новый видео гайд о немецкой технике восьмого уровня - ПТ-САУ Фердинанд.

«Фердинанд» (нем. Ferdinand) - немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны класса истребителей танков. Также называлась «Элефант» (нем. Elefant - слон), 8,8 cm PaK 43/2 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P), Sturmgeschütz mit 8,8 cm PaK 43/2 и Sd.Kfz.184. Эта боевая машина, вооружённая 88-мм пушкой, является одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода. Несмотря на свою малочисленность, данная машина является самым известным представителем класса самоходных орудий, с ней связано большое количество легенд.

САУ «Фердинанд» , видео-гайд которой мы посмотрим ниже, была разработана в 1942-1943 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси не принятого на вооружение тяжёлого танка Tiger (P) разработки Фердинанда Порше. Дебютом «Фердинанда» стала Курская битва, где бронирование этой САУ продемонстрировало свою малую уязвимость для огня советской основной противотанковой и танковой артиллерии. В дальнейшем эти машины участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии, закончив свой боевой путь в пригородах Берлина. В Красной армии «Фердинандом» часто называли любую немецкую самоходную артиллерийскую установку.

Смотреть Гайд - Ferdinand

Введение

Немецкая ПТ-САУ восьмого уровня. Когда-то «федя» был актуален, и его лобовая броня внушала ужас неофитам. Но эти теплые ламповые времена минули, когда «голду» стали продавать за серебро. Еще более ситуация ухудшилась с вводом новых восьмерок, которые имели пушки не хуже, а подвижность лучше. Что уж говорить, если даже вторая лучше «Фердинанда» , при тех же пушках. Поэтому на данной ПТ-САУ играют только реконструкторы, или просто странные люди. Последним этот гайд и посвящен.

Историческая справка

История «Фердинанда» началась с отказа от модели Порше, в пользу . Однако именитый разработчик был настолько уверен в своей победе, что уже начал производить шасси в товарных количествах. Чтобы как то их пристроить, Гитлер отдал приказ разработать тяжелые самоходные орудия на их базе. Долго ждать не пришлось, так как Порше имел солидный опыт разработки ПТ-САУ.

Корпус исходного танка подвергался минимальным изменениям, главным образом - в кормовой части. Поскольку новое 88-мм орудие имело значительную длину ствола, бронированную рубку с пушкой было решено установить в задней части корпуса, ранее занятой двигателями и генераторами. На машину были установлены двигатели «Майбах», что привело к необходимости полной переделки системы охлаждения, а также, были заново спроектированы бензобаки увеличенной емкости.

К весне 1943 года первые машины начали поступать на фронт. Первый их дебют состоялся на Курской дуге, причем не совсем удачный. Из-за большой массы их гусеницы вязли в грунте, а трансмиссии сгорали от перенапряжения. Практически все машины были подбиты разными способами во время преодоления первой полосы обороны. Далее их перебросили в Италию, где каменистая почва способствовала их маневрам.

Игровые характеристики

В «федя», благодаря своему мощному орудию и прочной лобовой броне стал штурмовой ПТ-САУ. Рассмотрим его характеристики в разрезе игры:

Защита

Броня у нас вроде есть и даже неплохая - твердый 200 мм лоб по идее должен держать снаряды. Но не «танкует». Сказывается квадратная геометрия корпуса, а также ряд слабых мест - НЛД и 80-ти мм щечки, выцелить которые сложно, но можно. Остальное на этом уровне решается «голдой». Борта и корма бронированы по 80 мм и вообще не представляют никаких проблем для бронебойных снарядов. Более менее спасает запас жизней - 1500 хит-поинтов. Убивать вас будут долго и нудно.

Огневая мощь

Начинаете вы с классической 88-мм пушкой - она в целом неплоха, но урон маловат. Поэтому сразу переходите к 105-мм Pak L/52. Скорострельность падает, зато средний «дамаг» подрастает с 240 до 360 ХП. Многие останавливаются на этой «золотой середине», но вы не прочувствуете всю мощь «феди», пока не установите 128-мм Pak 44 L/55.

Бронепробитие 246 мм базовым и 311 мм подкалиберным снарядом - это лучший показатель в игре. Урон в 490 ХП - уже другой разговор! Фугасом вообще можно выбить 630 ХП. При этом орудие достаточно точное - разброс 0,35 на сто метров. К минусам можно отнести скорострельность (5,13 выстрелов в минуту) и посредственное сведение (2,3 секунды). Но это все равно самая лучшая пушка с ДПМ в районе 2513 ХП.

Динамика

Топовый двигатель Porsche Deutz Typ 180/2 выдает 800 л. с., но даже этой мощи хватает только на 30 км/ч. В горку катиться вообще не советуем. Обязательно рекомендуем сменить гусеницы Ferdinand на Elefant - существенно возрастет маневренность (с 18 до 21 град/сек), грузоподъемность (почти на три тонны) и даже сократится масса самих траков на 200 кг. Невиданное дело!

Обнаружение и связь

А вот радиосвязь нам очень нужна, если собираетесь стрелять на дистанцию. Топовая радиостанция FuG 12 позволяет держать устойчивый контакт на дистанции 710 метров - не все карты таких размеров. Обзор стандартный для ПТ-САУ - 370 метров, поэтому необходимо увеличивать его подручными средствами и умениями. Незаметность для нашей туши вещь довольно абстрактная, но камуфляж все же прикупить стоит.

Прокачка и оборудование

Как лучше всего изучать Ferdinand ? Если вы усердно играли на , то успели выкачать топовую радиостанцию FuG 12 и предтоповое 105-мм орудие. В случае, когда на «федю» вы перешли с Tiger P , то помимо связи получите предтоповый движок 2х Porsche Typ 100/3 . Что выбрать? Конечно, лучше идти с ПТ-САУ - не нужно будет перестраиваться по стилю игры, да и пушка важнее, нежели подвижность. На свободный опыт покупаете гусеницы, а затем экстренно качаете топовое 128-мм орудие. После этого уже можно заниматься поэтапным улучшением моторного отсека.

Экипаж у нас состоит из шести человек. Качаем их на стандартный ПТ-вариант: командиру «Шестое чувство», остальным «Маскировку». Затем командир докачивает «зеленку», а остальные танкисты приобретают навыки на точную и быструю стрельбу, увеличенный обзор и качественное перемещение по мягким грунтам. Двух заряжающих можно специализировать на «Отчаянного» и «Бесконтактную боеукладку». Третьим уровнем перок - всем боевое братство.

Что касается спецоборудования, то рекомендуем классический снайперский вариант: «Стереотруба», «Маскировочная сеть» и «Досылатель». Есть вариант и для активных действий: «Досылатель», «Просветленная оптика», «Вентиляция». Когда экипаж докачается до ста процентов, можно заменить вентилятор на «Ящик с инструментами», чтобы часто не стоять на «гусле».

Расходники размещаем следующие: «Ручной огнетушитель», «Большая аптечка» (+15 к защите от ранений), «Большой ремкомплект» (+10 к скорости ремонта). Двигатель выбивать будут нечасто, поэтому рекомендуем взять «Шоколад», для увеличения характеристик экипажа.

Ferdinand - классическая штурмовая ПТ-САУ, которая может как стрелять издалека, так и «потанчить» на передовой.

Для начала определитесь с направлением атаки. Предварительно изучите карту на предмет хороших позиций, постарайтесь угадать, откуда пойдут вражеские «тяжи». Ваша задача набить как можно больше урона. Ни в коем случае не отрывайтесь от союзников - стаи легких и средних танков разорвут вас без заминки, сняв гусеницы и «закаруселив».

Далее все зависит от вашего стиля игры. Если не любите рукопашные замесы, то становитесь в удобную позицию глубоко в тылу (желательно в кустах) и набиваете урон своим мегадрыном. После выстрела желательно откатываться на перезарядку в укрытие, потому что «светиться» будете на всех волнах, да и трассер обнаружить могут без проблем.

Но вечно стоять в кустах не выйдет. Рано или поздно придется встретиться с противником лицом к лицу. Желательно рано, нежели поздно - оставаться один на один с толпой врагов не комильфо. Прижимайтесь к стенам и холмам, чтобы не соблазнять «арту», и набрасывайте особо напористым мощные плюхи, которые собьют с них спесь. Вперед особо не лезьте, сбивайте гусеницы выскочкам, осуществляйте комплексную поддержку сокомандников. Не гнушайтесь тарана, как ультимативного аргумента, особенно если под горочку.

Опытный игрок всегда найдет способ «раздамажить» вас. Но есть пара приемов, которые помогут словить пару рикошетов. «Ромбовать» на самоходке то еще занятие, но на «феде» - оправдано. Перезарядка у нас долгая, стоять бесконечно в прицеле смысла нет. Начинайте отползать задом за укрытие, попутно доворачивая лоб под острым углом. Пробить получившуюся «приведенку» ни одна пушка не в состоянии. Если укрытия нет, то просто ерзайте взад-вперед, чтобы затруднить выцеливание НЛД и щек рядом с фарами.

Обзор слабых и сильных сторон танка. Итоги

Плюсы :

  • Мощное и точное орудие
  • Неплохая лобовая броня
  • Хорошие УВН и УГН

Минусы :

  • Низкая маневренность
  • Большой корпус
  • Слабая маскировка
  • Броня не всегда «танчит»
  • Часто критуемые модули

Ferdinand - эта ПТ-САУ понравится не всем, точнее - мало кому понравится вообще. Даже в немецкой ветке самоходок можно выбрать экземпляры получше. Тем не менее, всегда найдутся любители садомазо и исторической реконструкции. При должном умении, «федя» может вносить свою лепту в общую победу, но это можно сказать про любой, даже самый неудачный танк. Минусов у «Фердинанда» больше, чем плюсов и этим все сказано.

Удачи в бою!

Герои популярных книги и фильма «Место встречи изменить нельзя», работники легендарного МУРа в качестве транспорта используют автобус, прозванный «Фердинанд». Из уст водителя главный герой узнает, что машина названа за сходство силуэта с немецкой самоходкой.

Из этого небольшого эпизода можно узнать, насколько была известна в среде фронтовиков самоходная артиллерийская установка производства Фердинанда Порше. Несмотря на небольшое количество выпущенных машин, эти установки запали в память всех, кому доводилось видеть их в бою.

История создания

Своим рождением самоходная установка прорыва «Фердинанд» обязана другому, не менее эпичному образцу германского танкового гения. Начало 1941 года ознаменовалось личным заказом Гитлера двум крупнейшим КБ Германии 26 мая на совещании, в присутствии высших чинов инженерного ведомства, относящихся к бронетанковым силам.

В присутствии представителей КБ были проанализированы бои во Франции, выявлены недостатки немецких боевых машин. Фердинанду Порше и Штайеру Хаккеру, директору «Хеншель» были официально сделаны особые заказы. Создать они должны были тяжелый танк, предназначенный для прорыва линий обороны противников Германии.

Еще одна причина заказа в неэффективности большинства германских танков в борьбе с толстокожими английскими «Матильдами» Мк.II. В случае успеха планируемой операции «Морской лев» панцерваффе должны были столкнуться, по разным оценкам, с 5 тысячами таких машин. На этом же совещании фюреру были представлены макеты танков Порше и Хеншеля.

Лето 1941 года двояко повлияло на разработки новых танков.

С одной стороны, конструкторы были заняты доработкой стоящих в серии машин. С другой Вермахт познакомился с танками КВ, произведшими как на генералов, так и на рядовых танкистов громадное впечатление. Осенью 1941го работы по разработке тяжелого танка были продолжены в форсированном режиме.

Управление вооружения, курировавшее создание машины, было на стороне фирмы Хеншель. По их же просьбам разработки возглавил Эрвин Адерс, вошедший в историю как главный конструктор танка-символа Вермахта.


Фердинанд Порше в этот период вступает в серьёзный конфликт с Управлением вооружений из-за технических несоответствий проектируемой и заказанной чиновниками башней проектируемого танка. В последствие это сыграет свою роль в судьбе обоих прототипов.

Гибнет в авиакатастрофе доктор Тодт, единственный союзник Порше в продвижении именно его модели. Однако сам Фердинанд был уверен в успехе своей разработки. Пользовавшийся неограниченным успехом у Гитлера, он разместил на свой страх и риск в фирме Нибелунгенверк заказ на изготовление корпусов для своих машин.

На испытаниях сыграла роль вражда любимчика фюрера и чиновников Управления.

Несмотря не превосходство модели Порше, зафиксированные по ходу испытаний, было рекомендовано принять на вооружение образец Хеншеля, к ужасу техников германской армии. Предложение Гитлера выпускать две машины встретило сдержанный отказ, мотивированный невозможностью выпускать в военное время два дорогостоящих, но равнозначных танка.

Неудача обернулась к Порше лицом, после того как в марте 1942 года стало ясно, что требуемое Гитлером новое мощное штурмовое вооружение, оборудованное 88-мм орудием, невозможно создать на базе PzKpfw. IV, как планировалось первоначально.

Тут и пригодились построенные Нибелунгенверком, 92 единицы шасси, для так и не попавших в серию «Тигров» конструкции Порше. Сам создатель с головой окунулся в новый проект. Увлекшись расчетами, он проработал схему с расположением экипажа в расположенной сзади просторной боевой рубке.

После согласований с Управлением вооружений и доработок завод Нибелунгенверк приступил к сборке корпусов новых самоходок на базе многострадальных шасси. В этот период, неясно кем, был убран заложенный Порше курсовой пулемет. Эта «доработка» сыграет потом свою роль в судьбе САУ.

Начало 1943 года ознаменовалось выходом из ворот первых самоходок и отправки их на фронт. В феврале приходит подарок фюрера создателю САУ – машине официально присваивается имя «фатера», «Фердинанд». По приказу того же «бесноватого» самоходки без приемки идут на Восток. Немало удивлённый Порше вспоминал, что ждал с фронта жалоб на свои недоработанные в спешке машины, но не получил ни одной.

Боевое применение

Крещением «Фердинандов» стала битва на Курской дуге. Советская разведка, правда, уже 11 апреля имела сведения о новой технике, подвозимой к линии фронта. К сведениям был прикреплен примерный чертеж машины, достаточно похожий на оригинал. Было составлено требование о проектировании 85-100-мм орудии для борьбы с броней самоходок, но до летнего наступления Вермахта, само собой, войска эти орудия не получили.

Уже 8 июля в Главное бронетанковое управление СССР пришла радиограмма о застрявшем на минном поле «Фердинанде», сразу привлекшем внимание своим неповторимым силуэтом. Прилетевшим на осмотр офицерам не довелось видеть эту машину, так как за два дня немцы продвинулись вперед.

В бой «Фердинанды» пошли у станции Поныри. Взять в лоб позицию советских войск у немцев не получалось, поэтому 9 июля была сформирована мощная штурмовая группа, в голове которой шли «Фердинанды». Тщетно выпускавшие снаряд за снарядом по САУ, советские артиллеристы, в итоге, оставили позиции у поселка Горелое.


Этим маневром они заманили наступающую группировку на минные поля, а затем ударами с флангов уничтожили большое количество бронетехники. 11 июля основная масса наступающей техники была переброшена на другой участок фронта, оставшиеся части батальона «Фердинандов» попытались организовать эвакуацию подбитой техники.

Это было сопряжено со множеством трудностей. Главной из них было отсутствие достаточно мощных тягачей, способных утащить самоходки к своим.

Мощная контратака советской пехоты 14 июля окончательно расстроило планы по вывозу этой техники.

Другой участок фронта, у поселка Теплое, атакуемый батальоном «Фердинандов», подвергся не меньшему прессингу. За счет более обдуманных действий противника, здесь потери самоходок были намного меньше. Но здесь произошел первый случай захвата боевой машины вместе с экипажем. Во время атаки, подвергшись массированному обстрелу тяжелой артиллерией, самоходчики начали маневрировать.

В результате машина попала на песок и «закопалась» в грунт. Сначала экипаж попытался своими силами откопать САУ, но подоспевшая советская пехота быстро переубедила немецких самоходчиков. Полностью исправная машина была вытащена из ловушки только в начале августа с помощью двух тракторов «Сталинец».

После окончания боев был проведен всесторонний анализ применения немцами новой самоходки, а так же способов эффективной борьбы с ней. Львиная доля машин были выведены из строя из-за подрыва на минах и повреждений ходовой части. Несколько САУ были подбиты тяжелой корпусной артиллерией и огнем СУ-152. Одна машина была уничтожена бомбой с , одну сожгли бутылками с КС пехотинцы.

И всего одна машина получила пробоину 76-мм снарядом, в полосе обороны Т-34-76 из 76-мм дивизионных пушек, огонь вёлся на дистанции всего 200-400 метров. Советские воины были под большим впечатлением от новых немецких машин. Командование, оценив сложность борьбы с «Фердинандом», дало распоряжение награждать орденами тех, кто смог в бою уничтожить эту машину.

Среди танкистов и артиллеристов распространились легенды о громадном числе этих САУ, так как любую немецкую самоходку с дульным тормозом и кормовой боевой частью они принимали за «Фердинанда».

Немцы сделали свои, неутешительные выводы. 39 из 90 имевшихся машин была потеряна под Курском, еще 4 машины сожгли в ходе отступления на Украине в 1943 году. Оставшиеся самоходки, в полном составе, кроме нескольких образцов, вывезли к Порше для доработки. Были заменены некоторые детали, установлен курсовой пулемет, и машина отправилась помогать в борьбе против союзников в Италии.

Широко распространен миф о том, что это перемещение было вызвано тяжестью системы и большей приспособленности итальянских каменистых дорог для них. На самом деле около 30 машин были отправлены на Восточный фронт, где в ходе отражений «10 сталинских ударов» 1944 года «Фердинанды», один за одним, отправлялись в небытие.

Последним сражением с участием этой машины стала битва за Берлин. Как бы ни было прекрасно орудие и броня, но сдержать Красную Армию весной 1945 года она не смогла.

Доставшиеся в качестве трофеев Советскому Союзу «Фердинанд» САУ использовались как мишени для апробации нового противотанкового оружия, разбирались до винтика для изучения, а затем были отправлены на слом. Единственная советская дошедшая до нашего времени машина стоит в знаменитой Кубинке.

Сравнительные характеристики с противником

Подобно сильному дикому зверю, «Фердинанд» имел не так много врагов, способных вступить с ним в единоборство на равных. Если брать машины аналогичного класса, ближе всего по эффективности окажется советские САУ СУ-152 и ИСУ-152, прозванные за эффективность стрельбы по «Тиграм», «Пантерам» и прочему зоопарку Гитлера, «зверобоями».


Так же можно рассмотреть специализированный истребитель танков СУ-100, проходивший испытания на трофейных самоходках Порше.

  • бронирование, самая слабая часть советских самоходок в сравнении с «Фердинандом», 200 мм лобовой брони против 60…75 у советских образцов;
  • орудие, 88-мм у немцев против 152-мм МЛ-20 и 100-мм пушки, все три орудия эффективно справлялись с подавлением сопротивления практически любых машин, но САУ Порше не поддавались, их (самоходок) броня пробивалась даже 152-мм снарядами с большим трудом;
  • боекомплект, 55 снарядов у САУ Порше, против 21 у ИСУ-152 и 33 у СУ-100;
  • запас хода, 150 км у «Фердинанда» и вдвое большие показатели у отечественных самоходок;
  • количество выпущенных моделей: 91 единица у немцев, несколько сотен СУ-152, 3200 единиц ИСУ, чуть меньше 5000 СУ-100.

В итоге немецкая разработка по боевым качествам все же немного превосходит советские образцы. Однако проблемы с ходовой частью, а так же мизерный выпуск не дали в полной мере использовать потенциал этих машин.

Кроме того, советские танкисты и самоходчики, получив новые мощные пушки 85 и 122-мм на танках марки Т-34 и «ИС» смогли на равных бороться с творениями Порше, стоило зайти с фланга или тыла. Как часто бывает, все в итоге решала решительность и смекалка экипажа.

Устройство «Фердинандов»

Гитлер не жалел никаких материалов для любимого конструктора, поэтому машины Порше получили самое лучшее. Моряки передали часть запасов цементированной брони, рассчитанной на огромные флотские калибры. Масса и толщина заставили соединять броневые листы «в шип», дополнительно используя шпонки для усиления. Разобрать эту конструкцию было невозможно.


Дальнейшая обварка корпуса производилась, скорее, для герметизации, а не для сочленения. Броневые листы борта и кормы ставились под небольшим наклоном, повышая снарядостойкость. Там же имелись амбразуры для ведения огня из оружия экипажа. Небольшой размер этих отверстий, правда, не позволял весть прицельную стрельбу, так как не была видна мушка.

Корма рубки имела бронированный люк. В него загружали снаряды, через него меняли орудие. В случае повреждения через эту же дверь спасался экипаж. Внутри находилось 6 человек, компоновка предусматривала водителя-механика и радиста в лобовой части, затем моторное отделение в середине, а в корме командир орудия, наводчик и двое заряжающих.

Движение машины осуществлялось за счёт 2х двигателей фирмы Майбах, работавших на бензине.

Вообще, двигатели «Фердинанда» были чем-то фантастическим по меркам танкостроения 1940-х. Карбюраторные 12-цилиндровые HL 120TRM в 265 л.с расположены были не один за другим а параллельно. Коленвал ДВС имел фланец, к которому крепился генератор Typ aGV постоянного тока напряжением 385 вольт фирмы Siemens-Schuckert.

Электричество от генераторов передавалось на 2 тяговых электродвигателя Siemens-Schuckert D149aAC мощностью по 230 кВт каждый. Электродвигатель вращал понижающий планетарный редуктор, который соответственно свою тяговую звездочку гусеницы.

Низковольтная цепь выполнена по однопроводной схеме. Некоторые приборы (радиостанция, освещение, вентилятор) питались от напряжения 12В, некоторые (стартеры, независимые обмотки возбуждения электромашин) от 24В. Четыре аккумулятора заряжались от расположенных на каждом двигателе 24-х вольтовых генераторов. Всю электрику производила фирма «Бош».


Проблему создавала система выхлопа газов. У 5-го опорного катка находилось выведение выхлопной трубы, вокруг все нагревалось, из подшипников испарялась смазка, а резиновый бандаж быстро выходил из строя.

Ходовую часть самоходной установки Порше взял у своего же танка «Леопард», придуманного в 1940 году. Особенностью в ней было наличие тележки для торсионов, по 3 на борт, а не установка их внутри корпуса. Это снискало Фердинанду любовь немецких техников, седевших лишь при упоминании о ходовой хеншелевского «Тигра».

Что бы сменить каток у доктора Порше уходило около 4х часов, эта же операция на «Тигре» занимала около суток.

Сами катки так же были удачны за счет бандажей внутри колеса. Это требовало в 4 раза меньше резины. Принцип работы на сдвиг повышало порог службы бандажа.

Признанием удачности опыта можно назвать введение катков подобной конструкции на тяжелые танки в конце войны. На одну сторону уходило 108-110 траков шириной 64 сантиметра.

Вооружение самоходной установки представляло собой 88-мм орудие, с длиной ствола 71 калибр (около 7 метров). Установлено орудие было в шаровой маске, в лобовой части рубки.


Эта конструкция оказалась неудачной, так как в щели во множестве попадали осколки и брызги свинца от пуль. В дальнейшем, для исправления этого недочета, ставились специальные защитные щитки. Орудие «Фердинанда», одно из самых сильных разработок в немецкой армии, первоначально было зенитным. После доводки его поставили на самоходку.

Его снаряды эффективно поражали с большого расстояния практически любую советскую или союзную бронетехнику. Боекомплект включал бронебойные и подкалиберные снаряды, а так же осколочно-фугасные, раздельного заряжания.

Отмеченное выше отсутствие пулемета на ранних машинах можно объяснить следующим образом. Согласно немецкой тактике, штурмовые самоходные установки должны двигаться во второй линии наступления, за танками и пехотой, прикрывая их огнем орудия. Под Курском высокая концентрация, а, главное, эффективность огня артиллерии заставило бросить самоходки вперед, с минимальным прикрытием.

Оптика была представлена монокулярным прицелом, обеспечивающим наведение орудия на дальности 2 км.

Внутренняя связь поддерживалась переговорным устройством, за внешнюю связь отвечал радист (он же стрелок в модернизированном «Элефанте»).

Вклад в культуру и историю

Машина Порше, несмотря на малый тираж, оставила яркий след в истории Второй Мировой войны. Наряду с «Тигром» и «Мессершмиттом», эта самоходка является символом Вермахта. Составившая славу германских самоходных систем, она была настоящим ужасом для противника.

Конечно, бороться можно научиться со всяким противником, но в 1943 году в войсках началась настоящая «фердинандофобия». Ушлые немцы пользовались этим, надевая ведра на стволы других самоходок, имитируя дульный тормоз.


Судя по мемуарам, только советские войска уничтожили около 600 «Фердинандов» за время боев, при общем выпуске в 91 единицу.

Не отставали и немцы. Чем тяжелее и не удачней протекала для них война, тем больше был счет уничтоженных советских танков. Часто в мемуарах танкисты и самоходчики называют цифры подбитых машин, вдвое превышающие количество бронетехники на участке фронта. И в одном, и в другом случае рассматриваемые самоходные установки играли громадную роль.

Большое внимание уделяется САУ в литературе. Художественное произведение «На войне как на войне», описывающее советских самоходчиков, содержит описание поле боя после встречи немецкой самоходки с группой «тридцатьчетверок», не в пользу для советской техники. Сами бойцы говорят о нем, как о достойном и опасном противнике.

Часто встречается «Фердинанд» и в компьютерных играх по мотивам Второй мировой.

Собственно, проще назвать те игры, в которых САУ нет. Стоит отметить, что характеристики и описание в подобных поделках часто не соответствуют реальности. В угоду играбельности разработчики жертвуют настоящими характеристиками машины.

Можно самостоятельно сделать и поставить на полку легендарную машину. Многие фирмы, занимающиеся моделями, делают наборы по сборке в разных масштабах. Можно назвать бренды Cyber Hobby, Dragon, Italeri. Дважды производила и пускала в серию САУ фирма «Звезда». Первый выпуск, номер 3563, имел много неточностей.

Скопированные у Italeri лекала представляли «Элефант», и имели много неточностей. Следующая модель, 3653, представляет собой первый, получивший крещение под Курском «Фердинанд».

Вторая Мировая и Великая Отечественная война дали множество технических образцов, ставших легендами. Среди САУ немецкого производства «Фердинанд» занимает, безусловно, первое место.

Видео

В гитлеровской Германии было создано большое количество самых разнообразных самоходных артиллерийских установок (САУ). Немцы умели и любили делать самоходки, на Восточном фронте их основной задачей была борьба с советскими танками (КВ , Т-34). Самой известной машиной подобного класса (по крайней мере, в советской историографии) является штурмовое орудие «Фердинанд» (Sd.Kfz.184). После модернизации, которая была проведена в 1943 году, эта самоходка получила свое второе название – «Элефант».

Это творение сумрачного гения Фердинанда Порше, без всякого сомнения, можно назвать шедевром инженерной мысли. Технические решения, которые были использованы при создании этой САУ, были уникальными и не имели аналогов в танкостроении. В то же время «Фердинанд» был не слишком приспособлен для эксплуатации в реальных боевых условиях. И дело даже не в «детских болезнях» этой машины. Слабая подвижность, малый запас хода и полное отсутствие концепции использования САУ на поле боя делали «Фердинанд» практически непригодным для реального применения.

Всего было выпущено лишь 91 «Фердинанд» - мизер по сравнению с другими немецкими САУ. Почему же эта машина получила такую широкую известность? Чем она так сильно напугала советских танкистов и артиллеристов, что они практически в каждом боевом донесении указывали на десятки «Фердинандов», когда их и в помине там не было?

В первый (и в последний) раз немцы массово применили «Фердинанды» во время сражения на Курской дуге . Дебют машины оказался не слишком удачным, особенно плохо зарекомендовал себя «Фердинанд» в наступлении. Однако, несмотря на все недостатки, Ferdinand был страшным противником. Его феноменальная броневая защита вообще не пробивалась. Ничем и совсем. Представьте, что чувствовали советские солдаты, выпуская снаряд за снарядом в бронированное чудовище, которое, не обращая на это никакого внимания, продолжало переть на тебя.

После боев на Курской дуге немцы забрали самоходки с Восточного фронта, в следующий раз советские войска встретились с большим количеством «Фердинандов» только во время боев в Восточной Европе. Однако, несмотря на это, советские бойцы упорно продолжали называть все немецкие самоходки «фердинандами».

Если суммировать все уничтоженные по советским донесениям «Фердинанды», то получится несколько тысяч САУ. Правда, аналогичная ситуация складывалась и с танком «Тигр »: львиная доля подбитых немецких танков в отчетах советских танкистов превращалась в «Тигры».

Свои первые выстрелы «Фердинанд» сделал под Курском, а закончил он свой боевой путь на улицах Берлина.

История создания

История тяжелой противотанковой (ПТ) самоходной установки «Фердинанд» началась во время конкурса на создание другой легендарной немецкой машины – танка «Тигр I». В том конкурсе участвовали две компании: Henschel и Porsche.

В день рождения Гитлера (20 апреля 1942) обе компании представили свои прототипы новой тяжелой машины: VK 4501 (P) (Porsche) и VK 4501 (H) (Henschel). Гитлер благоволил Фердинанду Порше настолько, что тот практически не сомневался в своей победе: еще до окончания испытаний он начал производство нового танка. Однако совсем иначе относились к Порше сотрудники Управления вооружений, поэтому победителем в конкурсе была признана машина фирмы Henschel. Гитлер считал, что следует принять на вооружение сразу два танка и производить их параллельно.

Прототип VK 4501 (P) был сложнее своего соперника, в нем были использованы весьма оригинальные конструкторские решения, что, наверное, не слишком хорошо для танка военного времени. Кроме того, производство танка Porsche требовало большого количества дефицитных материалов (цветных металлов), что стало весомым аргументом против запуска этой машины в серию.

Еще одним важным событием, которое оказало непосредственное влияние на судьбу этой самоходки, стало появление нового мощного противотанкового орудия 88-мм Pak 43.

Готовность к производству нового танка у Порше была выше, чем у конкурента, уже к лету 1942 года были готовы первые 16 танков VK 4501 (P). Их планировали отправить под Сталинград. Однако решением все того же Управления вооружений все работы были приостановлены. А осенью 1942 года чиновники Управления приняли решение переделать все уже готовые танки VK 4501 (P) в штурмовые орудия, вооруженные новой пушкой.

Работы над переделкой танка в самоходную установку начались в сентябре 1942 года и они заняли довольно много времени. Конструкторам пришлось полностью изменить компоновку самоходки. Броневая рубка новой машины расположили на корме, поэтому силовую установку пришлось переносить в центральную часть машины, были установлены новые двигатели, что привело к полной переделке всей системы охлаждения. Лобовая часть корпуса и боевой была усилена, толщину ее брони довели до 200 мм.

Все работы проводились в условиях жесточайшего цейтнота, что не самым лучшим образом отразилось на качестве САУ. Проектирование и переделка первых машин осуществлялась на заводе компании Alkett, но потом работы были перенесены на завод Nibelungenwerke. Чтобы еще раз продемонстрировать свое расположение к Фердинанду Порше, Гитлер в начале 1943 года лично присвоил новой САУ название Ferdinand.

Весной 1943 года первые самоходные артиллерийские установки «Фердинанд» стали поступать на Восточный фронт.

В конце 1943 года машины, которые пережили Курскую битву (47 единиц), были доставлены на завод Nibelungenwerke для модернизации. На лобовом листе появился пулемет в шаровой установке, были заменены орудийные стволы, на рубке установлена командирская башенка с семью перископами, было усилено бронирование передней части днища, САУ оснастили более широкими гусеницами. Именно после модернизации САУ получила название «Элефант», хотя оно прижилось плохо и до самого конца войны эти самоходки так и называли «Фердинандами». В отечественной исторической литературе присутствуют оба названия, хотя более распространенным, конечно же, является «Фердинанд». В англоязычной литературе, наоборот, эту САУ чаще называют «Элефантом», потому что именно с ним имели дело войска союзников на завершающем этапе войны.

Боевое применение

Впервые немцы массово использовали ПТ САУ «Фердинанд» во время операции «Цитадель», которую мы привыкли называть битвой на Курской дуге.

До начала операции все САУ были отправлены на фронт и включены в состав двух тяжелых противотанковых батальонов. Они были размещены на северном фасе Курского выступа. По замыслу немецких стратегов, мощные и неуязвимые самоходки должны были сыграть роль наконечника тяжелого бронированного копья, которое таранило советские позиции.

Советские войска на Курской дуге создали мощную эшелонированную оборону, надежно прикрытую артиллерией и минными заграждениями. По атакующим танкам был открыт огонь из всех возможных калибров, включая гаубицы 203-мм. Маневрируя, самоходки часто подрывались на минах и фугасах.

В ходе боев за железнодорожную станцию Поныри немцы потеряли несколько десятков «Фердинандов». Всего же за период с июля по август 1943 года потери составили 39 машин.

Есть теория, что больше всего самоходки страдали от действий пехоты, так как разработчики не оснастили САУ пулеметом. Но, если мы посмотрим на причины потерь ПТ САУ «Фердинанд», то становится видно, что большая часть машин подорвалась на минах или были уничтожены огнем артиллерии. Были потери из-за технических неисправностей. Немцы не могли эвакуировать подбитые «Фердинанды» по причине отсутствия подходящих эвакуационных средств: слишком уж много весила эта машина. Поэтому даже малейшее повреждение приводило к потере машины.

Даже не слишком умелое (с тактической точки зрения) применение «Фердинандов» имело большой психологический эффект. Появление на поле боя практически неуязвимых самоходок привело к развитию настоящей «фердинандофобии». Эти САУ мерещились советским солдатам везде, в некоторых «воспоминаниях» они встречаются даже раньше 1943 года.

Намного эффективнее действовал «Фердинанд» в обороне. После окончания Курской битвы, оставшиеся машины были эвакуированы на Украину, где принимали участие в обороне Днепропетровска и Никополя. В этих боях было потеряно еще четыре самоходки. Затем САУ были отправлены в Германию для модернизации. По немецким данным, на конец осени 1943 года «Фердинанды» уничтожили почти 600 советских танков и более сотни артиллерийских орудия. Однако эти данные многими историками берутся под сомнение.

После модернизации, «Элефанты» воевали в Италии, на Западной Украине, в Германии. Огневая мощь советских войск увеличивалась, в завершающей фазе войны Красная армия имела значительное количественное превосходство над вермахтом. Поле боя обычно оставалось за советскими войсками, что принуждало немцев взрывать даже незначительно поврежденные «Элефанты».

Советские войска эффективно использовали против «Элефанта» тяжелые САУ (особенно эффективна была СУ-152) и противотанковую артиллерию.

После тяжелых боев на Западной Украине и в Польше оставшиеся «Элефанты» были выведены в резерв.

В 1945 году «Элефанты» участвуют в боях на территории Германии, а свой последний бой три «Элефанта» дали в окруженном Берлине.

Описание

САУ ПТ «Фердинанд» предназначался для уничтожения вражеской бронетехники. Его экипаж состоял из шести человек: командира орудия, двух заряжающих, радиста (на «Элефанте» – радиста-пулеметчика) и наводчика.

Компоновка САУ была несколько необычной: боевое отделение размещалось в просторной боевой рубке, которая находилась на корме. Двигатель, вместе с генераторами, топливными баками и системой охлаждения располагался в центре машины, а отделение управления занимало переднюю часть самоходки.

В отсеке управления находились места для радиста и механика-водителя. Они были отделены от боевой рубки двумя термостойкими перегородками силового отделения, и попасть в нее не могли.

Корпус САУ состоял из катанных броневых листов, толщина которых в лобовой части достигала 100 мм, в бортовой части – 80 мм. Кроме того, лобовая часть корпуса и рубки была усилена дополнительными плитами, которые крепились с помощью болтов с пулестойкой головкой. Также 30-мм броневым листом была усилена передняя часть днища. Сталь, которая шла на изготовление самоходки, была взята из запасов флота и отличалась высоким качеством.

В кормовой части рубки находилась бронедверь, которая использовалась для замены пушки и для экстренной эвакуации экипажа. В крыше рубки находились еще два люка, места для установки прицельных приспособлений и приборов наблюдения, а также вентиляционные отверстия.

Основным оружием «Фердинанда» являлась 88-мм пушка StuK 43 (или PaK 43) с длиной в 71 калибр. Орудие имело двухкамерный дульный тормоз, в походе ствол покоился на специальном креплении. Наведение осуществлялось с помощью монокулярного прицела SFlZF1a/Rblf36.

Орудие «Фердинанда» имело отменную баллистику, на момент своего появления было сильнейшим среди танковых и артиллерийских орудий всех стран-участниц конфликта. До конца войны «Фердинанд» легко поражал все танки и самоходки на поле боя. Исключением были только ИС-2 и «Першинг», броня которых на некоторых дистанциях выдерживала попадания снаряда PaK 43.

Силовая установка «Фердинанда» отличалась оригинальной конструкцией: два карбюраторных 12-цилиндровых двигателя Maybach HL 120 TRM приводили в движение два электрогенератора, которые питали электромоторы Siemens D1495aAC. Каждый электродвигатель вращал собственное ведущее колесо.

Ходовая часть состояла из трех двухколесных тележек, ведущего и направляющего колеса. Подвеска комбинированная, она состояла из торсионов и резиновых подушек. Ширина гусениц «Фердинанда» составляла 600 мм, «Элефант» «переобули» в более широкие гусеницы – 640 мм.

Оценка машины

САУ «Фердинанд» - это машина, которая заслужила довольно неоднозначные оценки как среди современников, так и у позднейших исследователей.

Прежде всего, эту самоходку можно назвать экспериментальным проектом, который был создан на базе прототипа танка. На этой машине были применены многие новаторские технические решения, что было не слишком хорошей идеей для боевой машины военного времени. Электротрансмиссия и подвеска с продольными торсионами оказались весьма эффективными, но очень сложными и дорогими в производстве. Не стоит забывать, что продукция военного времени всегда уступает по своему качеству технике, изготовленной в мирный период. Поэтому во время войны лучше отдавать предпочтение более простым образцам вооружения.

Также нужно отметить, что электрооборудование «Фердинанда» требовало много меди, которая была дефицитом в Третьем Рейхе.

Скорее всего, немцы не стали заниматься производством «Фердинанда», если бы Порше не располагал значительным количеством уже готовых шасси, с которыми нужно было что-то делать. Однако после их использования производство самоходки было свернуто.

Если говорить о боевых качествах, то броневая защита делала САУ практически неуязвимой для огня танков и противотанковой артиллерии союзников.

Только к концу войны советские танки ИС-2 и Т-34-85 могли рассчитывать поразить «Фердинанд» с близкой дистанции при выстреле в борт. Артиллеристам предписывалось бить по ходовой части самоходки. Мощнейшее орудие немецкой самоходки без особых проблем поражало любые виды бронетехники противника.

Однако все вышеперечисленное нивелировалось малой подвижностью машины, ее слабой маневренностью. «Фердинанд» не мог использовать многие мосты, они просто не выдерживали его вес. Кроме того, надежность машины оставляла желать лучшего, а многие технические проблемы так и не были решены до конца войны.

Видео о САУ «Фердинанд»

Случайные статьи

Вверх