Новые программы Школы водительского мастерства BMW
Москва. 7 июля 2005 года Школа водительского мастерства BMW открылановый сезон. Активно развивая программы по обучению...
Автомобиль: ЗАЗ 968М
Установка:
1) Двигатель до установки БСЗ:
2) Сам комплект БСЗ (трамблёр, катушка, коммутатор и провода)
3) Крышка старого трамблёра снята, выставлен МЗ, бегунок смотрит на первый целиндр:
4) Откручена гайка крепления хомута трамблёра, трамблёр снят. Новый и старый трамблёры рядом (слева - б/к), хомут крепления и уплотнительная резинка с вала контактного трамблёра.
5) Хомут и резинка переставлены, новый трамблёр установлен на место старого. Резинку нужно немного смазать. Хомут при установке не затягивайте. Лучше сначала установить на место хомут, а затем уже устанавливать б/к трамблёр, предварительно повернув его хвостовик по диагонали между 1-ым и 4-ым целиндрами (1-ый отмечен на крышке), так, чтобы зубчики на хвостовике были смещены относительно цетра ОТ ВАС. Ну, в любом случае неправильно поставить его не получится, так просто вы будете меньше мучаться. Чашка б/к трамблёра больше и тросик дроссельной заслонки об неё изгибается - нажатию на педаль газа это не мешает.
6) Коммутатор был установлен на стенке отсека двигателя на максимальном удалении (на сколько позволяли провода) от самого агрегата. Прикручен двумя мощными саморезами.
7) Старая катушка заменена новой. Провод с клемы "ВК" заизолирован, с клемы "Б" подключён к клеме "Б" (отверстие контакта придётся немного рассверлить), с безымянной выброшен. К клеме "К" подключён красно-коричневый!!! провод из комплекта БСЗ, а к клеме "Б" - сине-красный!!! провод из комплекта БСЗ. Чёрный провод заведён на "массу" под один из саморезов коммутатора.
8) Все подключения закончены:
9) Двигатель с БСЗ:
Проверка:
1) Двигатель сразу заводиться не захотел.
2) После поворота трамблёра против часовой стрелки завёлся без проблем.
3) Дальше я выстовил (на слух) необходимые мне обороты ХХ вращением трамблёра.
4) Заглушил двигатель и завёл его снова без нажатия на педаль газа.
5) Всё отлично работает.
Впечатления:
1) Ускорилась реакция на нажатие педали газа.
2) Стали более устойчивыми обороты двигателя.
3) Двигатель намного заметнее реагирует на изменение УОЗ.
Плюсы:
1) См. выше.
2) Нет необходимости следить за состоянием контактов прерывателя
3) Нет необходимости в смазке трамблёра.
4) Герметичность всех блоков БСЗ.
Минусы:
1) При поломке в пути датчика Холла и за неимением генератора импульсов, как в "Октан-4", возиться с его заменой довольно проблематично.
2) Простым тахометром обороты теперь не посчитать.
3) Желательно увеличивать зазор свечей (у меня 0,7).
4) На мой взгляд, недостаточно надёжно держатся разъёмы на трамблёре и коммутаторе.
5) Самое важное - мне хочется зажигание пораньше, а повернуть трамблёр против часовой стрелки ещё больше - уже никак, он упирается разъёмом коммутатора в карбюратор. Буду думать... Пока вариант - "Октан-4Е-035/015", им можно добавить ещё 15 градусов.
Система зажигания (СЗ) транспортного средства включает в себя множество узлов и устройств, соединенных между собой. Одним из основных компонентов такой системы в автомобилях ЗАЗ является трамблер. Как правильно установить трамблер Таврия, какие неисправности характерны для этого устройства и как его отремонтировать, мы расскажем ниже.
[ Скрыть ]
Как правильно отрегулировать работу системы? Если вы не знаете, как выставить зажигание на Таврии, то мы готовы научить вас этому. Принцип настройки СЗ заключается в изменении положения распределителя по отношению к установочной улитке. Перед тем, как приступить к настройке, необходимо открыть капот и посмотреть на эту улитку и трамблер. Выставьте на каждом элементе метки — это позволит все вернуть на место, если в процессе ремонта вы допустите ошибки.
Процедура настройки выглядит так:
Также можно произвести и регулировку непосредственно распределителя, суть этой задачи заключается в изменении уровня натяжения грузов, а также выставлением вакуумного регулятора. Но учтите, что для реализации данной процедуры потребуется специальный стенд, который не всегда можно найти даже на СТО.
По каким причинам может отказаться работать трамблер и как можно исправить ситуацию:
Иногда возникают ситуации когда требуется снять привод трамблера на автомобиле Заз 968м . Например для его ремонта или для замены прокладки, которая зачастую выходит из строя из-за конструкции самого привода трамблера. Он крепиться к блоку двигателя только в одном месте, поэтому одна сторона прокладки пережимается, а на другой стороне как раз отсутствует достаточное уплотнение. Причем вынимается привод трамблера очень легко, а вот установить его на место очень сложно. Дело в том, что для этого нужно, чтоб шестеренки с косым зубом встали четко по меткам, и ось привода масляного насоса точно попала в специальное отверстие на приводе трамблера . Особенно трудно это сделать, если двигатель установлен на автомобиле. В книге по ремонту и эксплуатации Заз 968м нам советуют следующую методику:
Установить корпус привода распределителя , при этом поставить коленчатый вал в положение, соответствующее ВМТ хода сжатия в первом цилиндре. В случае когда головки цилиндра не установлены и ВМТ хода сжатия первого цилиндра установить затруднительно, необходимо совместить метки «0» шестерен газораспределителя и после этого провернуть коленчатый вал на один оборот так, чтобы метка «0» на шестерне распределительного вала находилась в верхнем положении.
Установить упорнуюшайбу 5 в расточку картера двигателя на промежуточный валик 6 привода масляного насоса, повернуть поводок привода распределителя так, чтобы паз на его торце, служащий для сопряжения с приводом хвостовика распределителя, был установлен параллельно оси коленчатого вала, а меньший сектор находился с противоположной стороны от масляного радиатора.
Нужно ввести в зацепление шестерню привода вал 3 с ведущей шестерней4 распределительного вала, при этом паз поводка повернется в связи с тем, что шестерни винтовые и паз должен занять положение под углом 19 11° к оси х- х коленчатого вала, а меньший сектор находится со стороны шпильки крепления корпуса привода распределителя к картеру. На практике сделать это очень сложно, особенно если двигатель установлен на автомобиле.
Привод распределителя зажигания: 1 - привод распределителя зажигания; 2 - прокладка; 3 - валик приводараспределителя; 4 - ведущая шестерня привода распределителя; 5 - ш айба; 8 - промежуточный валик привода масляного насоса; 7 - промежуточная втулка масляного насоса; 8- стопорное кольцо; 9 - масляный насос; 10 - ведущий валик масляного насоса; 11 - масляный радиатор;
Регулировка зазора между контактами прерывателя. Для обеспечения нормальной работы системы зажигания зазор между контактами прерывателя должен быть 0,35...0,45 мм, или угол замкнутого контакта по валику распределителя 44...52°.
Регулировку зазора рекомендуется выполнять следующим образом. Снять крышку распределителя и ротор и, медленно проворачивая пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя, установить кулачок 10 (см. рис. 155) в положение, когда зазор между контактами прерывателя будет наибольшим, т. е. когда текстолитовый кулачок 29 прерывателя установится на вершине грани кулачка 10. После этого плоским щупом проверить зазор между контактами. Если зазор не соответствует указанной выше величине, необходимо ослабить винт 20 и, поворачивая эксцентричный винт 31, установить требуемый зазор. Закрепить винт и снова проверить зазор. Поставить крышку на место и закрепить ее защелками 4. После регулировки зазора между контактами прерывателя-распределителя нарушается правильность установки момента зажигания. Поэтому после регулировки зазора необходимо проверить установку зажигания и при необходимости подрегулировать.
^ Установка зажигания. Зажигание устанавливают по меткам «МЗ» на крышке центробежного маслоочистителя. Эта метка указывает момент зажигания в первом цилиндре. Начало размыкания контактов прерывателя должно происходить в момент, когда метка «МЗ» на крышке центробежного маслоочистителя совпадает со стрелкой на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21). При этом ротор 5 (см. рис. 155) должен находиться против электрода крышки распределителя с цифрой 1. Порядок операций при установке зажигания следующий: установить коленчатый вал в положение, соответствующее началу такта сжатия в первом цилиндре. Для этого вывернуть свечу первого цилиндра (первый с левой стороны, если смотреть на вентилятор) и плотно закрыть отверстие для свечи пробкой из смятой бумаги. Выталкивание пробки при проворачивании коленчатого вала укажет на начало такта сжатия,
медленно провернуть коленчатый вал двигателя до совпадения метки «МЗ» со стрелкой на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21). Убедиться, что ротор стоит против контакта крышки,
соединенного с проводом, идущим к свече зажигания первого цилиндра;
Установить октан-корректор на нулевое деление шкалы поворотом регулировочного рычага ^ 36 (см. рис. 155), затянуть гайку 37 болта крепления пластин октан-корректора",
ослабить затяжку болта 39 хомута крепления корпуса распределителя к подвижной пластине 38 октан-корректора и повернуть корпус против часовой стрелки, чтобы контакты прерывателя замкнулись;
Взять переносную лампу и два изолированных провода. Присоединить при помощи дополнительных проводов один конец штыря вилки переносной лампы на массу, а другой к клемме низкого напряжения катушки зажигания, к которому крепится провод, идущий к клемме II прерывателя-распределителя;
Включить зажигание и осторожно повернуть корпус 32, прерывателя-распределителя по часовой стрелке до момента загорания лампы. При этом необходимо прижимать ротор в сторону, противоположную его вращению, чтобы выбрать зазоры. Остановить вращение прерывателя точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию повторить;
Удерживая корпус прерывателя-распределителя от проворачива-н^я, затянуть болт ^ 39 хомута крепления корпуса, поставить крышку 9 и центральный провод на место. После этого проверить момент установки зажигания, проворачивая заводной рукояткой коленчатый вал двигателя;
проверить присоединение проводов от свечей, начиная с первого цилиндра, в порядке \ - 3-4-2, считая против часовой стрелки.
Установка зажигания по метке «МЗ» на шкиве при среднем положении октан-корректора обеспечивает наивыгоднейшие мощност-ные экономические показатели двигателя лишь при условии, что для его питания применяется соответствующий бензин.
После каждой установки зажигания, регулировки контактов в прерывателе или замены топлива необходимо проверить соответствие угла опережения зажигания на ходу автомобиля. Для этого следует прогреть двигатель на холостом ходу, а затем, двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 40...45 км/ч, дать автомобилю разгон, резко нажав на педаль привода дроссельной заслонки. Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация, то зажигание считается установленным правильно. При необходимости корректируют угол опережения зажигания, вращая в соответствующем направлении корпус прерывателя-распределителя при помощи регулировочного рычага 36 октан-корректора. Перед перемещением рычага гайку 37 необходимо ослабить, после подкорректировки угла опережения надежно затянуть. При сильной детонации стрелку следует передвигать в -сторону знака «-» для уменьшения угла опережения зажигания, а при полном отсутствии детонации - в сторону «+». 241
Наибольший угол опережения (или запаздывания) зажигания, обеспечиваемый, ручной регулировкой при помощи октан-корректора, составляет 12° (по углу поворота коленчатого вала двигателя) относительно начальной установки (5° до ВМТ).
Двигатель очень чувствителен к правильной установке угла опережения зажигания. Слишком.раннее или слишком позднее зажигание ведет к перегреву двигателя, потере мощности, прогару клапанов и поршней.
Регулировка системы зажигания
Регулировка зазора между контактами прерывателя. Для обеспечения нормальной работы системы зажигания зазор между контактами прерывателя должен быть 0,35...0,45 мм, или угол замкнутого контакта по валику распределителя 44...52°.
Регулировку зазора рекомендуется выполнять следующим образом. Снять крышку распределителя и ротор и, медленно проворачивая пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя, установить кулачок 10 (см. рис. 155) в положение, когда зазор между контактами прерывателя будет наибольшим, т. е. когда текстолитовый кулачок 29 прерывателя установится на вершине грани кулачка 10. После этого плоским щупом проверить зазор между контактами. Если зазор не соответствует указанной выше величине, необходимо ослабить винт 20 и, поворачивая эксцентричный винт 31, установить требуемый зазор. Закрепить винт и снова проверить зазор. Поставить крышку на место и закрепить ее защелками 4. После регулировки зазора между контактами прерывателя-распределителя нарушается правильность установки момента зажигания. Поэтому после регулировки зазора необходимо проверить установку зажигания и при необходимости подрегулировать.
Установка зажигания. Зажигание устанавливают по меткам «МЗ» на крышке центробежного маслоочистителя. Эта метка указывает момент зажигания в первом цилиндре. Начало размыкания контактов прерывателя должно происходить в момент, когда метка «МЗ» на крышке центробежного маслоочистителя совпадает со стрелкой на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21). При этом ротор 5 (см. рис. 155) должен находиться против электрода крышки распределителя с цифрой 1.
Порядок операций при установке зажигания следующий: установить коленчатый вал в положение, соответствующее началу такта сжатия в первом цилиндре. Для этого вывернуть свечу первого цилиндра (первый с левой стороны, если смотреть на вентилятор) и плотно закрыть отверстие для свечи пробкой из смятой бумаги. Выталкивание пробки при проворачивании коленчатого вала укажет на начало такта сжатия, медленно провернуть коленчатый вал двигателя до совпадения метки «МЗ» со стрелкой на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21). Убедиться, что ротор стоит против контакта крышки, соединенного с проводом, идущим к свече зажигания первого цилиндра;
установить октан-корректор на нулевое деление шкалы поворотом регулировочного рычага 36 (см. рис. 155), затянуть гайку 37 болта крепления пластин октан-корректора,
ослабить затяжку болта 39 хомута крепления корпуса распределителя к подвижной пластине 38 октан-корректора и повернуть корпус против часовой стрелки, чтобы контакты прерывателя замкнулись;
взять переносную лампу и два изолированных провода. Присоединить при помощи дополнительных проводов один конец штыря вилки переносной лампы на массу, а другой к клемме низкого напряжения катушки зажигания, к которому крепится провод, идущий к клемме II прерывателя-распределителя;
включить зажигание и осторожно повернуть корпус 32, прерывателя-распределителя по часовой стрелке до момента загорания лампы. При этом необходимо прижимать ротор в сторону, противоположную его вращению, чтобы выбрать зазоры. Остановить вращение прерывателя точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию повторить;
удерживая корпус прерывателя-распределителя от проворачивания, затянуть болт 39 хомута крепления корпуса, поставить крышку 9 и центральный провод на место. После этого проверить момент установки зажигания, проворачивая заводной рукояткой коленчатый вал двигателя;
проверить присоединение проводов от свечей, начиная с первого цилиндра, в порядке 1-3-4-2, считая против часовой стрелки.
Установка зажигания по метке «МЗ» на шкиве при среднем положении октан-корректора обеспечивает наивыгоднейшие мощностные экономические показатели двигателя лишь при условии, что для его питания применяется соответствующий бензин.
После каждой установки зажигания, регулировки контактов в прерывателе или замены топлива необходимо проверить соответствие угла опережения зажигания на ходу автомобиля. Для этого следует прогреть двигатель на холостом ходу, а затем, двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 40...45 км/ч, дать автомобилю разгон, резко нажав на педаль привода дроссельной заслонки. Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация, то зажигание считается установленным правильно. При необходимости корректируют угол опережения зажигания, вращая в соответствующем направлении корпус прерывателя-распределителя при помощи регулировочного рычага 36 октан-корректора. Перед перемещением рычага гайку 37 необходимо ослабить, после подкорректировки угла опережения надежно затянуть. При сильной детонации стрелку следует передвигать в сторону знака «-» для уменьшения угла опережения зажигания, а при полном отсутствии детонации - в сторону «+». 241
Наибольший угол опережения (или запаздывания) зажигания, обеспечиваемый, ручной регулировкой при помощи октан-корректора, составляет 12° (по углу поворота коленчатого вала двигателя) относительно начальной установки (5° до ВМТ).
Двигатель очень чувствителен к правильной установке угла опережения зажигания. Слишком раннее или слишком позднее зажигание ведет к перегреву двигателя, потере мощности, прогару клапанов и поршней.