"автомат калашникова" среди гусеничных машин. Мт-лб многоцелевые бронированные гусеничные транспортеры фото Гусеничный транспортер мтлб

Любая война – это не только непосредственный огневой контакт с неприятелем, а и сложнейшая логистическая задача, без решения которой рассчитывать на успех бессмысленно. В войска ежедневно нужно доставлять сотни тонн грузов, так что без значительного парка транспортных средств любая современная армия воевать просто не сможет. Кроме грузов, на передовую нужно доставлять и личный состав, а также различные виды вооружения. Понятно, что военная специфика накладывает свои требования к конструкции и техническим характеристикам транспортных средств.

Типичным примером транспортного средства, созданного для армейских нужд, является советский гусеничный вездеход МТ-ЛБ, который был разработан конструкторами Харьковского тракторного завода в начале 60-х годов. Аббревиатура МТ-ЛБ расшифровывается, как «многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный».

Изначально этот легкий гусеничный транспортер создавался для доставки людей и грузов и в качестве тягача для артиллерийских орудий. В армии МТ-ЛБ нередко используют для перевозки мотострелков, хотя для этой роли он никогда не предназначался.

Вообще, эту машину можно смело назвать легендарной. Долгие годы она была настоящей «рабочей лошадкой» сначала советской, а потом и российской армии. Введя в название транспортера слово «многоцелевой», его создатели, наверное, даже не догадывались, насколько они будут правы. Трудно даже перечислить все таланты, которыми обладает МТ-ЛБ: на базе этого тягача было создано более восьмидесяти специальных машин и модификаций.

Для чего только не использовали МТ-ЛБ военные: и для проведения разведки (артиллерийской, радиационной и химической), оказания технической помощи и медицинской помощи, в качестве минного заградителя или передвижной радиостанции. Список можно продолжать еще долго. Также можно добавить, что на базе этого легкобронированного многоцелевого тягача были созданы несколько самоходных минометов, ЗРК «Стрела» и САУ «Гвоздика».

Существует мнение о слабой защищенности и тихоходности МТ-ЛБ, но те, кто говорит об этом, слабо представляет себе, для чего вообще создавался этот тягач. Да, действительно, броня этого вездехода может защитить только от огня стрелкового оружия и осколков. Но он не предназначен ходить в атаки, а 7,62-мм пулемет, установленный на машине, нужен, скорее, для самообороны. Основная задача МТ-ЛБ – доставка на передний край грузов и людей, а не участие в боевых действиях. Фактически МТ-ЛБ – это армейский грузовик с гусеничным ходом и защищенный пускай и слабой, но все же броней. В этом случае отсутствие тяжелого вооружения – это не недостаток, а, скорее, преимущество транспортера. К тому же опыт Афганской войны и двух кампаний на Северном Кавказе показал, что пулемет Калашникова позволяет бронетранспортеру защитить не только себя, но и оружейный расчет, закрепленный за машиной.

В армии МТ-ЛБ ласково называют «мотолыгами». Эксплуатация машины продолжается и сегодня, на 2010 год в российской армии находилось около 4 тыс. этих гусеничных тягачей.

Сегодня эта машина находится на вооружении нескольких десятков армий мира, она принимала участие в бесчисленном множестве военных конфликтов разной локальности и очень неплохо себя зарекомендовала. С момента начала серийного производства всего было выпущено 9,6 тыс. единиц МТ-ЛБ, а модернизацией «мотолыг», кажется, не занимался только ленивый.

Бронетранспортеры МТ-ЛБ выпускались в Польше и Болгарии по советской лицензии.

Отличная надежность тягача, его высокая ремонтопригодность и простота обслуживания были по достоинству оценены и на «гражданке»: МТ-ЛБ нашел свое применение в геологоразведке, стал излюбленным транспортом у охотников, лесников, нефтяников и газовиков.

История создания

В начале 60-х годов советское военное руководство решило обновить транспортный парк и заменить давно отслужившие свой срок гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П новой машиной. А чтобы сделать этот процесс дешевле, было принято решение взять за основу что-нибудь из гражданской техники. Наиболее подходящим претендентом оказался легкий транспортер МТ-Л, который и переделывать особо было не нужно, только разработать для него бронированный корпус. Большинство же систем и механизмов машины осталось прежним.

Разработкой тягача занимались конструкторы КБ Харьковского тракторного завода, она началась в 1964 году, а уже через два года было развернуто серийное производство новой машины.

Корпус гусеничного транспортера был выполнен из стальных плит небольшой толщины, что обеспечивало защиту только от огня легкого стрелкового оружия и осколков. Однако такое решение позволило сохранить небольшую массу машины – менее десяти тонн. Благодаря этому у конструкторов не возникло особых проблем с плавучестью транспортера – он может преодолевать водные преграды со скоростью 5-6 км/ч. А гусеницы МТ-ЛБ обеспечивают машине низкое удельное давление на грунт, что является залогом отличной проходимости тягача.

В 1966 году машина была принята на вооружение, производством МТ-ЛБ занимался Харьковский тракторный завод. В конце 60-х транспортер стал массово поступать в подразделения советской армии. МТ-ЛБ активно поставлялся на экспорт, благодаря чему принял участие в большом количестве региональных конфликтов. Советские войска использовали «мотолыги» во время Афганской войны, после распада СССР этой машине довелось повоевать еще и на просторах бывшего «великого и могучего».

Прекрасные тактико-технические характеристики машины позволили создать на ее базе целый ряд специальных машин как военного, так и гражданского назначения. Особенно популярными стали вездеходы на шасси этого бронетранспортера. Уже в 70-е годы подобные машины стали привычным транспортным средством в Сибири и в районах Крайнего Севера.

После распада СССР конструкторское бюро и производственная база, которая занималась выпуском МТ-ЛБ, остались на Украине. С того момента харьковчане сумели создать несколько удачных военных и гражданских модификаций машины.

В России модернизацией МТ-ЛБ занимаются несколько предприятий. Наиболее известными из них являются «Муромтепловоз» (г. Муром) и рубцовский филиал «Уралвагонзавода». Эти производители сотрудничают с российским оборонным ведомством, МЧС, регулярно представляют свою продукцию на различных выставках. Хотя, на самом деле восстановлением и «апгрейдом» МТ-ЛБ, конечно же, занимается гораздо больше компаний, предприятий и обычных народных умельцев, которым просто нравится эта замечательная машина.

Время от времени появляются публикации о том, что тягач МТ-ЛБ устарел и его необходимо заменить на что-то более новое. Обычно они сопровождаются рассказами о недостаточной защищенности машины и ее слабом вооружении. В качестве возможного преемника МТ-ЛБ нередко называют бронетранспортер БТР-3Ф.

Подобная идея не кажется слишком удачной. О боевых характеристиках и назначении МТ-ЛБ было написано выше. Что касается БТР-3Ф, то эта машина была создана на базе БМП-3, отзывы о которой, мягко говоря, весьма неоднозначны. Кроме того, стоимость МТ-ЛБ и БТР-3Ф просто несопоставимы. Конструкторы «мотолыги» заложили столько возможностей для модернизации этой машины, что сравнительно небольшие вложения позволяют создать на ее базе вполне современные транспортные средства.

Описание

Герметичный корпус МТ-ЛБ выполнен из броневых стальных плит, соединенных между собой сваркой. Их толщина составляет 7-14 мм. Внутреннее пространство машины разделено на несколько отделений. Следует отметить, что транспортер имеет значительный внутренний объем, в котором вполне комфортно размещаются члены экипажа машины и ее пассажиры. Еще можно добавить, что на машины, предназначенные для работы в условиях низких температур, устанавливаются дополнительные системы обогрева.

В передней части машины располагается трансмиссионное отделение, в котором находится коробка передач и поворотный механизм, а также компоненты системы смазки и бортовые передачи. Чтобы получить доступ к элементам трансмиссии, необходимо открыть крышку, находящуюся на верхней передней броневой плите.

Отделение управления расположено сразу за трансмиссионным, их разделяет броневая перегородка. В нем находятся рабочие места механика-водителя и командира машины. Наблюдение за местностью водитель ведет через лобовое окно, которое при необходимости можно закрыть броневой стальной крышкой, или с помощью трех перископов. Над его головой находится люк, через который он и попадает на свое рабочее место. Следует отметить, что транспортер имеет хороший обзор, который позволяет уверенно управлять машиной как днем, так и ночью. В темное время суток для освещения пути используются две фары и фара-искатель.

В крыше корпуса над местом командира машины находится башенка кругового вращения с 7,62-мм пулеметом. Обзор командиру обеспечивает такое же лобовое окно, как и у водителя или три перископа. На свое место командир попадает через люк в крыше корпуса.

Вдоль левого борта машины сразу за отделением управления установлен двигатель. Там же находится и главный фрикцион. Чтобы получить доступ в моторное отделение, необходимо снять съемную панель в крыше корпуса.

Транспортно-десантное отделение занимает всю заднюю часть тягача. С отделением управления оно сообщается лазом, который идет по правой стороне корпуса. МТ-ЛБ может перевозить до 11 десантников. Вход и выход осуществляется через задние двери или люки в крыше корпуса машины. В стенках предусмотрены амбразуры, через которые бойцы могут вести огонь из личного оружия.

Транспортер МТ-ЛБ оснащается дизельным мотором ЯМЗ-238В с мощностью 192 кВт. Удельная мощность составляет 19,0 кВт/т – очень высокий показатель для середины 60-х годов.

Ходовая часть транспортера включает пару ведущих и пару направляющих колес, а также двенадцать опорных катков, выполненных из алюминиевого сплава. Внутри каждого из них находится воздушная камера, которая улучшает плавучесть машины. Регулировка натяжения гусениц осуществляется изнутри бронетранспортера. Для действий на заболоченной местности или в глубоком снегу на транспортер могут устанавливаться более широкие гусеницы.

Подвеска МТ-ЛБ торсионного типа. Герметичный корпус транспортера позволяет ему неплохо плавать. Движение на воде осуществляется за счет перематывания гусениц, его скорость составляет 5-6 км/ч. На передней части корпуса находится водоотражательный щиток, который поднимается во время форсирования водных преград. Кроме того, верхняя часть гусениц закрыты специальными экранами, которые во время плавания образуют гидродинамические туннели.

В стандартную армейскую комплектацию МТ-ЛБ входит прибор ночного видения, а также комплекс защиты от оружия массового поражения.


Для доставки легких грузов и малого количества людей активно применяется малая авиация. Но не все можно доставить на самолете или вертолете, а если идет геологическая операция и у поселения нет постоянного место дислокации, становится только сложнее.

Поэтому еще в середине XX-го века власти СССР выдавали технические задания на создание вездеходов, способным забраться в самую глушь, не застряв в трясине или глубоком снегу.

Технические характеристики боевой машины МТЛБ

Одним из таких проектов стал МТЛБ (расшифровка: «Многоцелевой тягач легкий бронированный»). В первую очередь боевая машина МТЛБ предназначался для нужд армии. При помощи него планировалось подвозить боеприпасы, личный состав, артиллерию.

Для непосредственного контакта с противником тягач не предназначался: бронирование противопульное, а из вооружения только 7,62-мм пулемет.


МТЛБ. Вид спереди

Сейчас в частях ВС РФ активно используются в районе 4 тысяч этих бронемашин. На основе этой платформы существуют не только тягачи, но и самоходные артиллерийские установки и минометы.

Разработаны модификации с улучшенным бронированием и усиленным стрелковым вооружением.

МТ-ЛБ используется в армиях 20 стран включая Украину, Казахстан и Азербайджан.

История создания «Мотолыги»

История разработки МТЛБ не отличается интересными фактами и сложными техническими решениями. Все началось с того, что после окончания Великой Отечественной Войны для транспортировки среднекалиберных пушек и гаубиц, а также обслуживающего персонала, был разработан и пущен в серию тягач АТ-П.


АТ-П — артиллерийский тягач

Эксплуатация данной машины продолжалась почти 20 лет и к середине 60-х годов сильно устарела. Руководство Советской армии выдало заказ на создание транспорта-тягача, полностью соответствующего требованиям современного поля боя.

Проектированием новой машины занялись на Харьковском заводе.

Было решено не разрабатывать новый транспортер полностью, а создать на базе уже зарекомендовавшего себя грузовика — МТ-Л.

Главные отличия ТТХ МТЛБ от своего «мирного» прародителя заключалось в навешивании легкой брони, установке пулемета на крыше кабины и замене ряда внутренних узлов.

В 1966 году первые серийные МТ-ЛБ сошли с конвейера. Так началась долгая история этой машины.


Во время существования СССР тягач МТЛБ неоднократно модернизировали. Продолжили это занятие и после развала Страны Советов. В частности, Украина активно производит версию МТЛБ-Л7, а Казахстан — «Айбат».

Описание конструкции

«Мотолыга» — выполненный по классической схеме вездеход без особых инженерных изысков.

В передней части корпуса располагается кабина для механика-водителя и командира машины, и органы управления МТЛБ «Мотолыга».

Управление происходит при помощи педалей акселератора и сцепления (во время переключения ступеней в коробке передач), поворот осуществляется за счет блокировки боковых фрикционов (2 рычага – правый и левый).

Для обзора в кабине были установлены окна. Для освещения пути в ночное время использовались фары. Командир, в случае необходимости, мог вести огонь из закрепленного на крыше пулемета ПКТ.


Устройство МТЛБ

За спиной водителя располагался моторный отсек, точнее двигатель и основной фрикцион. В случае необходимости ремонта не требовались усилия для доступа к нему.

За движком размещалось отделение для грузов и перевозимого состава, в размере до 10 пехотинцев в полном обвесе. В случае суровой необходимости в пассажирское отделение могло уместиться 18 человек.

Для посадки и высадки использовались: 2 люка в крыше и двери на фронтальной части машины. Для обогрева герметизированного транспортного отделения устанавливалась печка. В машинах, отправляемых на крайний Север предусматривалась дополнительная печка.


Тактико-технические характеристики (ТТХ)

МТ-ЛБ имеет одну интересную особенность – место водителя располагается между трансмиссией и двигателем. Машина оснащена возможностью преодолевать водные преграды. Для этого передние и задние колеса полые внутри. Движение происходит за счет гусениц.

Скорость по воде — 6 км/ч.

Двигатель

В условиях Севера часто приходится сталкиваться с проблемой, когда двигатель отказывается заводиться. Конструкторы «Мотолыги», для избежания подобной проблемы, оснастили силовую установку системой предзапуска.


Габаритные размеры


Моторный отсек МТЛБ

Подвижность

На МТЛБ установлена шестиступенчатая коробка передач, которая обеспечивает движение боевой машины по дорогам с твердым покрытием, грунтовым, по пересеченной местности и воде.


Модификации тягача


МТ-ЛБ Стандартная модель

МТ-ЛБВ Вариант с увеличенными гусеницами. Предназначен для прохождения болт и снега
МТ-ЛБВ-Н Гражданская модель для С/Х
МТ-ЛБВМ1К Высотная модификация с усиленным до 310 л/с двигателем и рядом новых агрегатов
МТ-ЛБМ Вариант с установленной башней от БТР-80. Оснащался широким спектром различного вооружения

МТ-ЛБ-ЛПТ Вариант для лесных пожарных частей

МТ-ЛБМШ Украинская модификация, представляющая из себя БМП на базе тягача.
“Айбат” Самоходный миномет, израильской разработки по заказу Казахстанских властей

MTLB-AM Азербайджанская машина огневой поддержки

Смотрите также статью

В следующем году исполняется полвека с принятия на вооружение машины МТ-ЛБ («Объект 6»). Разработанный в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода «Многоцелевой транспортер/тягач легкий бронированный» выпускался в течение нескольких десятилетий и в итоге стал одной из самых распространенных машин в армии Советского Союза. Первоначально на МТ-ЛБ возлагались сугубо транспортные задачи: перевозка грузов и личного состава, а также буксировка артиллерийских орудий. Однако в дальнейшем, благодаря удачной конструкции, легкий транспортер стал основой для массы новых бронемашин различного назначения. Общее количество модификаций машины МТ-ЛБ превышает два десятка, а количество типов боевой и вспомогательной техники на ее базе приближается к пятидесяти.

МТ-ЛБ в своем изначальном качестве - тягач противотанковой пушки МТ-12П «Рапира». На крыше в кормовой части видны ящики с боеприпасами для ПТ орудия, штатный пулемет ПКТ временно снят. Машина оснащена устройством для самоокапывания на корме корпуса. Тоцкий окружной полигон, февраль 2002 г.

МТ-ЛБ на занятиях по боевой подготовке. 27 мсд, п. Тоцкое Оренбургской области, июль 2003 г.

Десант в МТ-ЛБ в ходе тактических учений. Слева вместо сиденья для десанта имелся стеллаж для имущества. На нем лежат саперы со своей собакой, обнаружившей около 200 мин и фугасов. 27 мсд, Тоцкий окружной полигон, февраль 2002 г.

Описание всех вариантов модернизации и переделки базового транспортера займет отдельную книгу, поэтому ограничимся лишь модификациями, в которых машина МТ-ЛБ сохранила свои изначальные функции. Иными словами, в этой статье пойдет речь только о вариантах обновления машины, которые по-прежнему предназначены для перевозки людей и грузов.

Первой модернизацией базовой машины стал проект МТ-ЛБВ, появившийся немного позже исходного. Литера «В» в названии расшифровывается как «вездеходный». Дело в том, что при использовании оригинальных гусениц шириной 350 мм тягач имеет хорошую проходимость и небольшую удельную нагрузку на грунт. Тем не менее, на мягких поверхностях наподобие глубокого снега или болота базовый МТ-ЛБ резко теряет ходовые качества. Для исправления этой ситуации была создана новая гусеница шириной 565 мм. Благодаря применению этой гусеницы удельное давление на грунт стало меньше, чем у человека. Получившаяся в результате такой модернизации машина МТ-ЛБВ способна перемещаться там, где оригинальный транспортер пройти не может.

Вездеходный тягач претерпел небольшие изменения, в результате которых получил название МТ-ЛБВМ и стал основой для целого семейства многоцелевых машин. От предыдущих вариантов машины его отличало вооружение. Вместо родной башенки с пулеметом ПКТ на МТ-ЛБВМ установили более крупный открытый боевой модуль с зенитным пулеметом НСВТ калибра 12,7 мм. Несколько лет назад появилось очередное обновление «линейки» вездеходных транспортеров под названием МТ-ЛБ ВМК. В ней вместо пулемета НСВТ используется крупнокалиберный «Корд». Также был выполнен и запущен в производство проект установки нового более мощного двигателя (300-310 л.с.), нового оборудования связи и т.п. Такая модернизация обозначается как МТ-ЛБ ВМ1К.

Вариант модернизации МТ-ЛБ с установкой боевого модуля разработанного Горьковским автомобильным заводом для модернизации БТР-80 (МТ-ЛБ 6МБ) (фото http://btvt.narod.ru)

Вариант модернизации МТ-ЛБ (6М1Б3) с установкой усовершенствованной башенной установки собственной разработки, на которой установлен автоматический гранатомет АГ-17, 12,7-мм пулемет «Корд» и спаренная 23 мм автоматическая пушка ГШ-23, также предусмотрена установка двух ПЗРК «Игла». (фото http://btvt.narod.ru)



Вариант с установленной башней БТР-80 (МТ-ЛБ 6МА) (фото http://btvt.narod.ru)

Стоит отметить, после распада Советского Союза Харьковский тракторный завод остался в независимой Украине, что соответствующим образом сказалось на поставках МТ-ЛБ в армию России. Для восполнения потерь производство тягачей было налажено на муромском заводе «Муромтепловоз». Там же было создано большинство современных модификаций машины. В настоящее время в списке выпускаемой заводом продукции имеется несколько модификаций МТ-ЛБ. Кроме того, предприятие предлагает ремонт и модернизацию находящихся в эксплуатации машин с приведением их к определенному виду.

Основой для всех новых машин, выпускаемых «Муромтепловозом», стал транспортер МТ-ЛБМ («Объект 6М»). Эта модификация бронемашины фактически представляет собой базовый вариант тягача с рядом технических и технологических доработок, связанных с производством техники на новом заводе. Тем не менее, и без серьезных изменений МТ-ЛБМ смог стать основой для нескольких машин транспортного назначения.

В локальных конфликтах последних десятилетий тягачи МТ-ЛБ нередко использовались не только как гусеничные грузовики или буксиры, но и в качестве бронетранспортеров для перевозки личного состава. Бронированный корпус и наличие оборонительного вооружения позволяли тягачам частично выполнять функции бронетранспортеров. Конечно, такая замена не была полноценной – броня МТ-ЛБ ощутимо уступала защите БТР-60 или БТР-70. Однако при необходимости солдаты ездили и на тягачах. Уже в девяностых годах окончательно сформировалась концепция, в соответствии с которой планировалось развивать машины МТ-ЛБМ. Прежде всего было предложено улучшать машины за счет установки нового вооружения. Таким образом появилось несколько новых модификаций.



Фото МТ-ЛБ 6МБ. Установка большой номенклатуры сменного вооружения обеспечена конструкцией башни. (фото http://btvt.narod.ru)

Первым был создан «Объект 6МА». Вместо родной башенки с пулеметом ПКТ на него поставили боевой модуль от бронетранспортера БТР-80. Благодаря такой модернизации многоцелевой тягач вдобавок к родному 7,62-мм пулемету получил 14,5-мм пулемет КПВТ. Вскоре на «Муромтепловозе» спроектировали еще несколько вариантов МТ-ЛБМ с различным вооружением, смонтированном в башне, заимствованной у бронетранспортера:
- «Объект 6МА1», комплекс вооружения которого расширился автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя»;
- «Объект 6МА2». Эта версия тягача лишена пулемета КПВТ, вместо которого предлагалось устанавливать 23-мм автоматическую пушку 2А14 (автомат зенитной установки ЗУ-23);
- «Объект 6МА4», являющийся своеобразным гибридом проектов «6МА1» и «6МА2». На нем планировалось устанавливать пулемет ПКТ, пушку 2А14 и гранатомет АГС-17.

Логическим концом линейки «6МА» стал «Объект 6МА3», чье вооружение вплотную приблизилось к боевых машин пехоты. Это были 30-мм гранатомет АГС-30, пулемет ПКТ, а также четыре пусковые установки противотанковых ракет «Корнет». При этом бронемашина по-прежнему могла перевозить людей или грузы.

Почти одновременно и параллельно с линейкой машин на основе «Объекта 6МА» развивалось другое направление. Его основой стал транспортер «Объект 6МБ», оснащенный боевым модулем, заимствованным у бронетранспортера БТР-80А. Эта башня изначально несет 30-мм автоматическую пушку 2А72 и пулемет ПКТ. При помощи такой модернизации планировалось значительно поднять боевой потенциал МТ-ЛБМ и тем самым компенсировать недостаточный уровень бронезащиты, поскольку при помощи автоматической пушки экипаж машины мог бы обстреливать противника, не входя в его зону поражения. «Объект 6МБ» тоже стал основой для нескольких вариантов с различным вооружением:
- «Объект 6МБ2». В дополнение к автоматической пушке и пулемету эта машина могла получить гранатомет АГС-17;
- «Объект 6МБ3» и «Объект 6МБ4». На башню БТР-80А предлагалось монтировать 23-мм пушку ГШ-23, крупнокалиберный пулемет «Корд» и гранатомет АГС-30. Друг от друга проекты отличались компоновкой агрегатов и рядом других моментов.

МТ-ЛБ с устройством для самоокапывания на позиции боевого охранения. Чечня, май 2000 г.

Одна из командно-штабных машин управления 42 мсд в развернутом, «рабочем» виде. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г.

МТ-ЛБ санитарной роты 71 мсп 42 мсд. Чечня, июль 2000 г.

Данные о производстве машин на базе «Объекта 6М» отсутствуют. Судя по имеющейся информации, все они так и остались на стадии опытных образцов, которым не удалось заинтересовать заказчика. Причиной этого, скорее всего, стали недостаточный уровень защиты базовой бронемашины, наличие полноценных специально разработанных бронетранспортеров и боевых машин пехоты, а также сложное финансовое состояние вооруженных сил.

Большой интерес представляют модификации «Объект 6М1» и «Объект 6М2», разработанные «Муромтепловозом» и «Курганмашзаводом» соответственно. В ходе этих модернизаций базовая машина МТ-ЛБМ получила новые двигатели мощностью до 300-310 лошадиных сил, новые системы трансмиссии и т.д. Согласно открытым сведениям, в серию пошла только машина от «Муромтепловоза». Она оснащается 310-сильным дизелем ЯМЗ-238БЛ-1 с механической трансмиссией, которые позволяют ей при возросшей массе иметь такие же ходовые характеристики, как и у базовых машин.

На базе «Объекта 6М1» или МТ-ЛБ М1 были созданы две легкие бронемашины, которые сейчас доступны для заказа. Первая из них, МТ-ЛБ М1А7 вооружена крупнокалиберным пулеметом «Корд» с боекомплектом в 1050 патронов, пулеметом ПКТ с 2000 патронами и гранатометом АГС-17 с запасом на 200 выстрелов. Второй многоцелевой тягач под названием МТ-ЛБ М1Б2 оснащается 30-мм пушкой 2А42, пулеметом ПКТ и гранатометом АГС-17. Боекомплект состоит из 300 снарядов, 2000 патронов и 200 гранат. Вооружение установлено на башне со стабилизатором 2Э36, заимствованной у бронетранспортера БТР-80А.

Обе новые машины, как и ранее, способны перевозить личный состав. Одновременно с тремя членами экипажа на МТ-ЛБ М1А7 и МТ-ЛБ М1Б2 могут ездить восемь и шесть человек соответственно. При этом сохраняется возможность буксировки груза, например, артиллерийского орудия. При необходимости экипаж машин может применить дымовые гранатометы 902В «Туча».

Установка разминирования УР-77 инженерно-саперного батальона 42 мсд. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г.

Машина управления артиллерии 1В14М. Вооружена пулеметом ПКМБ. На бортах закреплены круглые дымовые шашки, очень похожие на мины. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г.

МТ-ЛБМ 6МБ с 30-мм автоматической пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКТ в парке воинской части 42 мcд. Чечня, Ханкала, май 2000 г.

Ставшая независимой Украина смогла сохранить производство бронемашин МТ-ЛБ и даже провести несколько модернизаций. Примечательно, что основной задачей конструкторов Харьковского конструкторского бюро по машиностроению тоже было повышение боевых качеств транспортера. Украинцы пошли по пути развития транспортных возможностей и фактически сделали несколько новых боевых машин пехоты на базе многоцелевого тягача. При этом, в отличие от российских инженеров, украинские пришли к выводу о необходимости повышения не только огневой мощи, но и уровня защиты. Модернизированный таким образом транспортер уже мог стать полноценной боевой машиной наподобие бронетранспортеров или БМП.

Первым вариантом такого обновления стал проект МТ-ЛБР6. С машины сняли родную башенку и поставили на ее место полноценный пушечно-пулеметный боевой модуль. В башне с одним рабочим местом наводчика установили 30-мм автоматическую пушку ЗТМ-1 (украинский вариант советской 2А72) и спаренный пулемет КТ-7,62 (ПКТ украинского производства). Для экономии места внутри бронекорпуса боекомплект пушки разместили в двух коробах, расположенных по бокам от самого орудия. В лобовой проекции ящики боекомплекта прикрыты дополнительными бронелистами. Непосредственно перед ними предусмотрены шесть дымовых гранатометов «Туча».

Уровень защиты машины МТ-ЛБР6 был повышен при помощи разнесенного бронирования, устанавливаемого поверх собственного корпуса машины, и кевларового подбоя. Кроме того, ходовая часть закрыта противокумулятивными экранами. Обновление многоцелевого транспортера привело к заметному увеличению веса, что было компенсировано новым более двигателем мощностью около 310 лошадиных сил. По имеющимся данным, на Харьковском тракторном заводе было собрано и переоборудовано из имеющихся некоторое количество таких машин.

Машина радиационной и химической разведки РХМ «Кашалот» в окопе. Тактические учения 27 мсд, Тоцкий окружной полигон, июль 2003 г.

МТ-ЛБ с модулем вооружения "Штурм" (МТ-ЛБМШ)

Похожим образом была создана модификация МТ-ЛБР7, однако от предыдущей машины она отличается составом вооружения. Вместо оригинальной орудийной башни на ней предложили монтировать боевой модуль «Штурм». Специально разработанный для унификации бронетехники модуль вооружен пушкой ЗТМ-1, пулеметом КТ-7,62, автоматическим гранатометом АГС-17, дымовыми гранатометами и пусковыми установками противотанковых ракет «Конкурс-М». Все вооружение стабилизировано. Уровень защиты соответствует предыдущей модификации, поскольку МТ-ЛБР7 также может оснащаться дополнительным бронированием.

Последней на данный момент украинской модификацией машины МТ-ЛБ является бронетранспортер МТ-ЛБМШ. В соответствии с этим проектом базовая машина получила новый 360-сильный двигатель и боевой модуль «Шквал». Вооружение этого модуля похоже на «Штурм» – автоматические пушка и гранатомет, а также пулемет и дымовые гранатометы. Однако вместо противотанковых ракет «Конкурс-М» на машине МТ-ЛБМШ используется комплекс «Барьер». Как и все предыдущие модификации украинской разработки, МТ-ЛБМШ способна перевозить до семи человек и буксировать некоторый груз, например, пушку.

Как видим, в последние годы улучшение многоцелевого транспортера МТ-ЛБ в основном шло при помощи усиления вооружений. В локальных конфликтах последних десятилетий эти машины нередко использовались в качестве транспорта для личного состава, в связи с чем возникла надобность в защите от нападения из засад. Одновременно с этим предпринимались попытки поднять потенциал тягача за счет использования более мощных двигателей и установки дополнительного бронирования. Тем не менее, оба таких метода модернизации не получили широкого распространения.

Вообще стоит отметить, что большинство стран-эксплуатантов МТ-ЛБ, предпринимая попытки улучшить имеющиеся у себя машины, ограничивалось установкой более мощного вооружения. К примеру, польские лицензионные копии тягача MT-LB сходили с конвейера оснащенными крупнокалиберными пулеметами ДШКМ. Вероятно, причиной популярности именно такого пути развития многоцелевой бронемашины стали особенности ее тактической ниши. В отличие от бронетранспортеров и боевых машин пехоты, МТ-ЛБ предназначались для перевозки личного состава и грузов вдали от переднего края и имели достаточные для этого характеристики. Поэтому силовая установка машин долгое время оставалась прежней, а бронирование не менялось ввиду отсутствия соответствующей необходимости. Когда МТ-ЛБ начали осваивать «профессию» бронетранспортера, стали появляться соответствующие модификации с другими двигателями, оружием и защитой.

Однако задолго до начала локальных конфликтов последних лет многоцелевые машины МТ-ЛБ успели стать основой для массы систем. На шасси МТ-ЛБ монтировалось оборудование зенитных ракетных комплексов («Стрела-10»), самоходных минометов («Тунджа», «Тунджа-Сани» и т.п.), машин радиационной и химической разведки (РХМ и РПМ), противотанковых ракетных комплексов («Штурм-С») и т.п. Однако после таких обновлений многоцелевые бронемашины теряли свое изначальное предназначение и уже не могли перевозить грузы или личный состав помимо экипажа или расчета систем вооружения. Тем не менее, Многоцелевой транспортер легкий бронированный оказался популярной базовой машиной. Как уже говорилось, на его основе было создано почти полсотни различных машин.

По материалам сайтов:
http://btvt.narod.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://army-guide.com/
http://muromteplovoz.ru/
http://morozov.com.ua/

В следующем году исполняется полвека с принятия на вооружение машины МТ-ЛБ («Объект 6»). Разработанный в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода «Многоцелевой транспортер/тягач легкий бронированный» выпускался в течение нескольких десятилетий и в итоге стал одной из самых распространенных машин в армии Советского Союза. Первоначально на МТ-ЛБ возлагались сугубо транспортные задачи: перевозка грузов и личного состава, а также буксировка артиллерийских орудий. Однако в дальнейшем, благодаря удачной конструкции, легкий транспортер стал основой для массы новых бронемашин различного назначения. Общее количество модификаций машины МТ-ЛБ превышает два десятка, а количество типов боевой и вспомогательной техники на ее базе приближается к пятидесяти.

МТ-ЛБ в своем изначальном качестве - тягач противотанковой пушки МТ-12П «Рапира». На крыше в кормовой части видны ящики с боеприпасами для ПТ орудия, штатный пулемет ПКТ временно снят. Машина оснащена устройством для самоокапывания на корме корпуса. Тоцкий окружной полигон, февраль 2002 г.

МТ-ЛБ на занятиях по боевой подготовке. 27 мсд, п. Тоцкое Оренбургской области, июль 2003 г.

Десант в МТ-ЛБ в ходе тактических учений. Слева вместо сиденья для десанта имелся стеллаж для имущества. На нем лежат саперы со своей собакой, обнаружившей около 200 мин и фугасов. 27 мсд, Тоцкий окружной полигон, февраль 2002 г.

Описание всех вариантов модернизации и переделки базового транспортера займет отдельную книгу, поэтому ограничимся лишь модификациями, в которых машина МТ-ЛБ сохранила свои изначальные функции. Иными словами, в этой статье пойдет речь только о вариантах обновления машины, которые по-прежнему предназначены для перевозки людей и грузов.

Первой модернизацией базовой машины стал проект МТ-ЛБВ, появившийся немного позже исходного. Литера «В» в названии расшифровывается как «вездеходный». Дело в том, что при использовании оригинальных гусениц шириной 350 мм тягач имеет хорошую проходимость и небольшую удельную нагрузку на грунт. Тем не менее, на мягких поверхностях наподобие глубокого снега или болота базовый МТ-ЛБ резко теряет ходовые качества. Для исправления этой ситуации была создана новая гусеница шириной 565 мм. Благодаря применению этой гусеницы удельное давление на грунт стало меньше, чем у человека. Получившаяся в результате такой модернизации машина МТ-ЛБВ способна перемещаться там, где оригинальный транспортер пройти не может.

Вездеходный тягач претерпел небольшие изменения, в результате которых получил название МТ-ЛБВМ и стал основой для целого семейства многоцелевых машин. От предыдущих вариантов машины его отличало вооружение. Вместо родной башенки с пулеметом ПКТ на МТ-ЛБВМ установили более крупный открытый боевой модуль с зенитным пулеметом НСВТ калибра 12,7 мм. Несколько лет назад появилось очередное обновление «линейки» вездеходных транспортеров под названием МТ-ЛБ ВМК. В ней вместо пулемета НСВТ используется крупнокалиберный «Корд». Также был выполнен и запущен в производство проект установки нового более мощного двигателя (300-310 л.с.), нового оборудования связи и т.п. Такая модернизация обозначается как МТ-ЛБ ВМ1К.

Вариант модернизации МТ-ЛБ с установкой боевого модуля разработанного Горьковским автомобильным заводом для модернизации БТР-80 (МТ-ЛБ 6МБ) (фото http://btvt.narod.ru)

Вариант модернизации МТ-ЛБ (6М1Б3) с установкой усовершенствованной башенной установки собственной разработки, на которой установлен автоматический гранатомет АГ-17, 12,7-мм пулемет «Корд» и спаренная 23 мм автоматическая пушка ГШ-23, также предусмотрена установка двух ПЗРК «Игла». (фото http://btvt.narod.ru)



Вариант с установленной башней БТР-80 (МТ-ЛБ 6МА) (фото http://btvt.narod.ru)

Стоит отметить, после распада Советского Союза Харьковский тракторный завод остался в независимой Украине, что соответствующим образом сказалось на поставках МТ-ЛБ в армию России. Для восполнения потерь производство тягачей было налажено на муромском заводе «Муромтепловоз». Там же было создано большинство современных модификаций машины. В настоящее время в списке выпускаемой заводом продукции имеется несколько модификаций МТ-ЛБ. Кроме того, предприятие предлагает ремонт и модернизацию находящихся в эксплуатации машин с приведением их к определенному виду.

Основой для всех новых машин, выпускаемых «Муромтепловозом», стал транспортер МТ-ЛБМ («Объект 6М»). Эта модификация бронемашины фактически представляет собой базовый вариант тягача с рядом технических и технологических доработок, связанных с производством техники на новом заводе. Тем не менее, и без серьезных изменений МТ-ЛБМ смог стать основой для нескольких машин транспортного назначения.

В локальных конфликтах последних десятилетий тягачи МТ-ЛБ нередко использовались не только как гусеничные грузовики или буксиры, но и в качестве бронетранспортеров для перевозки личного состава. Бронированный корпус и наличие оборонительного вооружения позволяли тягачам частично выполнять функции бронетранспортеров. Конечно, такая замена не была полноценной – броня МТ-ЛБ ощутимо уступала защите БТР-60 или БТР-70. Однако при необходимости солдаты ездили и на тягачах. Уже в девяностых годах окончательно сформировалась концепция, в соответствии с которой планировалось развивать машины МТ-ЛБМ. Прежде всего было предложено улучшать машины за счет установки нового вооружения. Таким образом появилось несколько новых модификаций.



Фото МТ-ЛБ 6МБ. Установка большой номенклатуры сменного вооружения обеспечена конструкцией башни. (фото http://btvt.narod.ru)

Первым был создан «Объект 6МА». Вместо родной башенки с пулеметом ПКТ на него поставили боевой модуль от бронетранспортера БТР-80. Благодаря такой модернизации многоцелевой тягач вдобавок к родному 7,62-мм пулемету получил 14,5-мм пулемет КПВТ. Вскоре на «Муромтепловозе» спроектировали еще несколько вариантов МТ-ЛБМ с различным вооружением, смонтированном в башне, заимствованной у бронетранспортера:
- «Объект 6МА1», комплекс вооружения которого расширился автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя»;
- «Объект 6МА2». Эта версия тягача лишена пулемета КПВТ, вместо которого предлагалось устанавливать 23-мм автоматическую пушку 2А14 (автомат зенитной установки ЗУ-23);
- «Объект 6МА4», являющийся своеобразным гибридом проектов «6МА1» и «6МА2». На нем планировалось устанавливать пулемет ПКТ, пушку 2А14 и гранатомет АГС-17.

Логическим концом линейки «6МА» стал «Объект 6МА3», чье вооружение вплотную приблизилось к боевых машин пехоты. Это были 30-мм гранатомет АГС-30, пулемет ПКТ, а также четыре пусковые установки противотанковых ракет «Корнет». При этом бронемашина по-прежнему могла перевозить людей или грузы.

Почти одновременно и параллельно с линейкой машин на основе «Объекта 6МА» развивалось другое направление. Его основой стал транспортер «Объект 6МБ», оснащенный боевым модулем, заимствованным у бронетранспортера БТР-80А. Эта башня изначально несет 30-мм автоматическую пушку 2А72 и пулемет ПКТ. При помощи такой модернизации планировалось значительно поднять боевой потенциал МТ-ЛБМ и тем самым компенсировать недостаточный уровень бронезащиты, поскольку при помощи автоматической пушки экипаж машины мог бы обстреливать противника, не входя в его зону поражения. «Объект 6МБ» тоже стал основой для нескольких вариантов с различным вооружением:
- «Объект 6МБ2». В дополнение к автоматической пушке и пулемету эта машина могла получить гранатомет АГС-17;
- «Объект 6МБ3» и «Объект 6МБ4». На башню БТР-80А предлагалось монтировать 23-мм пушку ГШ-23, крупнокалиберный пулемет «Корд» и гранатомет АГС-30. Друг от друга проекты отличались компоновкой агрегатов и рядом других моментов.

МТ-ЛБ с устройством для самоокапывания на позиции боевого охранения. Чечня, май 2000 г.

Одна из командно-штабных машин управления 42 мсд в развернутом, «рабочем» виде. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г.

МТ-ЛБ санитарной роты 71 мсп 42 мсд. Чечня, июль 2000 г.

Данные о производстве машин на базе «Объекта 6М» отсутствуют. Судя по имеющейся информации, все они так и остались на стадии опытных образцов, которым не удалось заинтересовать заказчика. Причиной этого, скорее всего, стали недостаточный уровень защиты базовой бронемашины, наличие полноценных специально разработанных бронетранспортеров и боевых машин пехоты, а также сложное финансовое состояние вооруженных сил.

Большой интерес представляют модификации «Объект 6М1» и «Объект 6М2», разработанные «Муромтепловозом» и «Курганмашзаводом» соответственно. В ходе этих модернизаций базовая машина МТ-ЛБМ получила новые двигатели мощностью до 300-310 лошадиных сил, новые системы трансмиссии и т.д. Согласно открытым сведениям, в серию пошла только машина от «Муромтепловоза». Она оснащается 310-сильным дизелем ЯМЗ-238БЛ-1 с механической трансмиссией, которые позволяют ей при возросшей массе иметь такие же ходовые характеристики, как и у базовых машин.

На базе «Объекта 6М1» или МТ-ЛБ М1 были созданы две легкие бронемашины, которые сейчас доступны для заказа. Первая из них, МТ-ЛБ М1А7 вооружена крупнокалиберным пулеметом «Корд» с боекомплектом в 1050 патронов, пулеметом ПКТ с 2000 патронами и гранатометом АГС-17 с запасом на 200 выстрелов. Второй многоцелевой тягач под названием МТ-ЛБ М1Б2 оснащается 30-мм пушкой 2А42, пулеметом ПКТ и гранатометом АГС-17. Боекомплект состоит из 300 снарядов, 2000 патронов и 200 гранат. Вооружение установлено на башне со стабилизатором 2Э36, заимствованной у бронетранспортера БТР-80А.

Обе новые машины, как и ранее, способны перевозить личный состав. Одновременно с тремя членами экипажа на МТ-ЛБ М1А7 и МТ-ЛБ М1Б2 могут ездить восемь и шесть человек соответственно. При этом сохраняется возможность буксировки груза, например, артиллерийского орудия. При необходимости экипаж машин может применить дымовые гранатометы 902В «Туча».

Установка разминирования УР-77 инженерно-саперного батальона 42 мсд. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г.

Машина управления артиллерии 1В14М. Вооружена пулеметом ПКМБ. На бортах закреплены круглые дымовые шашки, очень похожие на мины. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г.

МТ-ЛБМ 6МБ с 30-мм автоматической пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКТ в парке воинской части 42 мcд. Чечня, Ханкала, май 2000 г.

Ставшая независимой Украина смогла сохранить производство бронемашин МТ-ЛБ и даже провести несколько модернизаций. Примечательно, что основной задачей конструкторов Харьковского конструкторского бюро по машиностроению тоже было повышение боевых качеств транспортера. Украинцы пошли по пути развития транспортных возможностей и фактически сделали несколько новых боевых машин пехоты на базе многоцелевого тягача. При этом, в отличие от российских инженеров, украинские пришли к выводу о необходимости повышения не только огневой мощи, но и уровня защиты. Модернизированный таким образом транспортер уже мог стать полноценной боевой машиной наподобие бронетранспортеров или БМП.

Первым вариантом такого обновления стал проект МТ-ЛБР6. С машины сняли родную башенку и поставили на ее место полноценный пушечно-пулеметный боевой модуль. В башне с одним рабочим местом наводчика установили 30-мм автоматическую пушку ЗТМ-1 (украинский вариант советской 2А72) и спаренный пулемет КТ-7,62 (ПКТ украинского производства). Для экономии места внутри бронекорпуса боекомплект пушки разместили в двух коробах, расположенных по бокам от самого орудия. В лобовой проекции ящики боекомплекта прикрыты дополнительными бронелистами. Непосредственно перед ними предусмотрены шесть дымовых гранатометов «Туча».

Уровень защиты машины МТ-ЛБР6 был повышен при помощи разнесенного бронирования, устанавливаемого поверх собственного корпуса машины, и кевларового подбоя. Кроме того, ходовая часть закрыта противокумулятивными экранами. Обновление многоцелевого транспортера привело к заметному увеличению веса, что было компенсировано новым более двигателем мощностью около 310 лошадиных сил. По имеющимся данным, на Харьковском тракторном заводе было собрано и переоборудовано из имеющихся некоторое количество таких машин.

Машина радиационной и химической разведки РХМ «Кашалот» в окопе. Тактические учения 27 мсд, Тоцкий окружной полигон, июль 2003 г.

МТ-ЛБ с модулем вооружения "Штурм" (МТ-ЛБМШ)

Похожим образом была создана модификация МТ-ЛБР7, однако от предыдущей машины она отличается составом вооружения. Вместо оригинальной орудийной башни на ней предложили монтировать боевой модуль «Штурм». Специально разработанный для унификации бронетехники модуль вооружен пушкой ЗТМ-1, пулеметом КТ-7,62, автоматическим гранатометом АГС-17, дымовыми гранатометами и пусковыми установками противотанковых ракет «Конкурс-М». Все вооружение стабилизировано. Уровень защиты соответствует предыдущей модификации, поскольку МТ-ЛБР7 также может оснащаться дополнительным бронированием.

Последней на данный момент украинской модификацией машины МТ-ЛБ является бронетранспортер МТ-ЛБМШ. В соответствии с этим проектом базовая машина получила новый 360-сильный двигатель и боевой модуль «Шквал». Вооружение этого модуля похоже на «Штурм» – автоматические пушка и гранатомет, а также пулемет и дымовые гранатометы. Однако вместо противотанковых ракет «Конкурс-М» на машине МТ-ЛБМШ используется комплекс «Барьер». Как и все предыдущие модификации украинской разработки, МТ-ЛБМШ способна перевозить до семи человек и буксировать некоторый груз, например, пушку.

Как видим, в последние годы улучшение многоцелевого транспортера МТ-ЛБ в основном шло при помощи усиления вооружений. В локальных конфликтах последних десятилетий эти машины нередко использовались в качестве транспорта для личного состава, в связи с чем возникла надобность в защите от нападения из засад. Одновременно с этим предпринимались попытки поднять потенциал тягача за счет использования более мощных двигателей и установки дополнительного бронирования. Тем не менее, оба таких метода модернизации не получили широкого распространения.

Вообще стоит отметить, что большинство стран-эксплуатантов МТ-ЛБ, предпринимая попытки улучшить имеющиеся у себя машины, ограничивалось установкой более мощного вооружения. К примеру, польские лицензионные копии тягача MT-LB сходили с конвейера оснащенными крупнокалиберными пулеметами ДШКМ. Вероятно, причиной популярности именно такого пути развития многоцелевой бронемашины стали особенности ее тактической ниши. В отличие от бронетранспортеров и боевых машин пехоты, МТ-ЛБ предназначались для перевозки личного состава и грузов вдали от переднего края и имели достаточные для этого характеристики. Поэтому силовая установка машин долгое время оставалась прежней, а бронирование не менялось ввиду отсутствия соответствующей необходимости. Когда МТ-ЛБ начали осваивать «профессию» бронетранспортера, стали появляться соответствующие модификации с другими двигателями, оружием и защитой.

Однако задолго до начала локальных конфликтов последних лет многоцелевые машины МТ-ЛБ успели стать основой для массы систем. На шасси МТ-ЛБ монтировалось оборудование зенитных ракетных комплексов («Стрела-10»), самоходных минометов («Тунджа», «Тунджа-Сани» и т.п.), машин радиационной и химической разведки (РХМ и РПМ), противотанковых ракетных комплексов («Штурм-С») и т.п. Однако после таких обновлений многоцелевые бронемашины теряли свое изначальное предназначение и уже не могли перевозить грузы или личный состав помимо экипажа или расчета систем вооружения. Тем не менее, Многоцелевой транспортер легкий бронированный оказался популярной базовой машиной. Как уже говорилось, на его основе было создано почти полсотни различных машин.

По материалам сайтов:
http://btvt.narod.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://army-guide.com/
http://muromteplovoz.ru/
http://morozov.com.ua/

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 5/2005(стр. 21-24)

МТ-ЛБ. СЛУЖБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Сергей Суворов

Многоцелевой транспортер легкий бронированный, а именно так расшифровывается аббревиатура МТ-ЛБ, - одна из наиболее массовых гусеничных машин военной автомобильной техники, за свою сорокалетнюю историю завоевал большую популярность как в нашей армии, так и за рубежом. Парк этих машин насчитывает тысячи единиц. И по сей день МТ-ЛБ незаменим в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, где одним из важнейших показателей для боевых машин является проходимость. А по этому качеству «мтэлбэшка» уступит разве что только двухзвенным транспортерам семейства «Витязь», но их, к сожалению, из выпущенной в свое время почти тысячи машин сейчас имеется всего несколько десятков.

В связи с тем, что после распада СССР все заводы, производящие транспортеры семейства МТ-ЛБ, остались за пределами России (Украина, Болгария, Польша), закупки новых машин этого типа с 1990 г. не производятся, а в войсках остались образцы со сроком эксплуатации 10 лет и более. Еще немного - и они могут стать просто грудой металла. Да и по своим боевым характеристикам за столь длительный период эксплуатации МТ-ЛБ заметно уступают существующим аналогам. Учитывая сложившиеся экономические обстоятельства и отсутствие в России базовых заводов по выпуску МТ-ЛБ, стал актуальным вопрос о проведении в промышленных масштабах капитального ремонта и повышения в ходе его выполнения военно-технического уровня машин за счет модернизации, с тем, чтобы довести их тактико-технические характеристики до уровня современных требований.

Освоение в 1995 г. ОАО «Муромтепловоз» капитального ремонта транспортеров семейства МТ-ЛБ явилось предпосылкой для реализации задачи по осуществлению опытно-конструкторских работ, направленных на совершенствование боевых характеристик этих машин, проведению необходимых мероприятий по подготовке производства и освоению выпуска образцов, прошедших капитальный ремонт, в соответствии с современными требованиями. Так на этом предприятии родилась программа модернизации машин семейства МТ-ЛБ, которая сейчас успешно реализуется.

Экскурс в историю

МТ-ЛБ, поступивший на вооружение в 1964 г., предназначался, прежде всего, для буксировки противотанковых артиллерийских орудий и прицепов общей массой до 6,5 т, перевозки расчетов, боеприпасов и военно-технического имущества. Создавался транспортер в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода под руководством Анатолия Белоусова и оказался настолько удачным, что превратился не просто в бронированный тягач, а в универсальную машину, на основе которой появилось целое семейство боевых и вспомогательных бронированных машин.

Основные характеристики российских вариантов МТ-ЛБ

МТ-ЛБМ 6МА

МТ-ЛБМ 6МБ

Боевая масса, т

Грузоподъемность,т

Экипаж + десант, чел.

Максимальная масса

буксируемого прицепа, т

Удельное давление

на грунт, кг/см2

Тип и мощность

двигателя, л.с.

Дизельный,

Дизельный,

Дизельный,

Удельная мощность

двигателя, л.с./т

Вооружение:

Основное

Дополнительное

7,62-мм пулемет

14,5-мм пулемет

7,62-мм спаренный

пулемет ПКТМ

спаренный

пулемет ПКТМ

Боекомплект, шт.:

30-мм патронов

14,5-мм патронов

7,62-мм патронов к ПКТ

2000 в одной

2000 в одной

Скорость движения, км/ч:

Максимальная по шоссе

На плаву

Запас хода по шоссе, км

Бронирование, мм

Противопульное

Противопульное

Противопульное

Компоновка МТ-ЛБ выполнена необычной, с передним расположением трансмиссии, за ней находится отделение управления, а двигатель размещен в средней части корпуса с некоторым смещением к левому борту. Между ним и правым бортом имеется проход в десантное (грузовое) отделение. Корпус машины сварной, из катаных броневых листов, водонепроницаемый. Он обеспечивает защиту экипажа и десанта от пуль ручного огнестрельного оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. Это один из серьезных недостатков, который, правда, выявился только в ходе боевого использования МТ-ЛБ спустя десятилетия после его создания.

Впереди в отделении управления с левой стороны размещается механик-водитель, а справа от него - командир машины. Для ведения наблюдения отделение управления оборудовано двумя стеклоблоками, как на БТР-60, которые в боевой обстановке закрываются броневыми крышками. В этом случае механик-водитель ведет наблюдение через три перископических смотровых прибора ТНПО-170А, средний из которых может быть заменен ИК-прибором ночного видения ТВН-2Б. В крыше машины над местом механика-водителя имеется люк, а над местом командира машины установлена бронированная коническая башенка ТКБ-01 кругового вращения, в которой смонтирован 7,62-мм пулемет ПКТ. Наведение оружия на цель командир осуществляет вручную.

Первоначально десантное отделение, расположенное в кормовой части машины, рассчитывалось для размещения в нем артиллерийского расчета буксируемого орудия и боекомплекта к нему. В дальнейшем, когда МТ-ЛБ стал использоваться в качестве бронетранспортера для мотострелков, десантное отделение было оборудовано на 11 полностью экипированных пехотинцев.

Десант располагается вдоль бортов машины на сиденьях, установленных сверху топливных баков. Для посадки и спешивания пехотинцев, а также для погрузки перевозимого груза используются двустворчатая дверь в кормовом бронелисте и два люка в крыше десантного отделения. Десантники имеют возможность ведения огня из личного оружия, для чего в бортах корпуса машины выполнены четыре закрывающиеся броневыми крышками амбразуры.

Герметичный корпус МТ-ЛБ позволяет ему преодолевать водные преграды вплавь. Водоизмещение обеспечивает возможность держаться на плаву при номинальной грузоподъемности до 2 т. Движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц. Перед преодолением водной преграды в передней части корпуса машины устанавливаются гидродинамические щитки, поднимается волноотражательный щит, устанавливается воздухопитающая труба. Для откачки попавшей в корпус воды имеется водооткачивающая помпа.

Торсионная подвеска с гидравлическими телескопическими амортизаторами на первых и последних узлах подвески обеспечивает машине хорошую плавность хода по пересеченной местности. Гусеничная лента имеет ширину трака 350 мм, что дает относительно небольшое удельное давление на грунт и способствует высокой проходимости МТ-ЛБ по грунтам со слабой несущей поверхностью. В заснеженных или заболоченных районах для повышения проходимости на машину могут устанавливаться специальные гусеничные ленты с шириной траков 565 мм. С такой гусеницей удельное давление на грунт у МТ-ЛБ составляет 0,28 кг/см2, что меньше, чем у человека!

Как уже говорилось, МТ-ЛБ имеет очень высокую проходимость. По сухому грунту машина с грузом преодолевает подъем крутизной до 35°, а с прицепом - до 25°. При таких показателях транспортер стал незаменимым в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, а зачастую и единственным средством передвижения там. Оригинальная трансмиссия с двойным подводом мощности обеспечивает разворот машины вокруг своей оси, что особенно важно при действиях в горных условиях и лесистой местности.

Благодаря своим высоким показателям подвижности МТ-ЛБ пользуются популярностью в армиях почти 30 стран, в том числе и НАТО. Относительно небольшие массогабаритные показатели позволяют перевозить эту машину вертолетами транспортной авиации.

Шасси транспортера МТ-ЛБ используется для создания самоходных зенитных ракетных и противотанковых комплексов, командно-штабных машин, самоходно-артиллерийских систем, авиатранспортабельных дорожно-землеройных машин.

Шли годы, менялись технические и тактические требования к легким боевым машинам. Слабое вооружение и бронирование МТ-ЛБ подтолкнуло конструкторов искать пути повышения ее боевых и технических характеристик. Занимались этим не только в России и в Украине. Свои подходы к повышению характеристик МТ-ЛБ предлагали инженеры Польши и Болгарии, где эти машины выпускались по лицензии.

Второе дыхание МТ-ЛБ

В нашей стране опытно-конструкторскими работами по повышению тактико-технических характеристик МТ-ЛБ занимались конструкторы СКБ ОАО «Муром-тепловоз ». На предприятии имелись необходимые условия для выполнения поставленной задачи. Оно располагало полным комплектом конструкторской документации на машины семейства МТ-ЛБ.

Квалифицированные специалисты СКБ уже имели опыт создания образцов военной техники, в том числе и гусеничных машин. В ходе освоения капитального ремонта МТ-ЛБ сложились устойчивые творческие связи между коллективом СКБ и научными организациями МО РФ и промышленности. Так, на предприятии был проведен значительный объем подготовки производства, в том числе связанный с разработкой и изготовлением испытательных стендов и технологического оборудования.

В сентябре 1999 г. было принято совместное решение, утвержденное МО РФ и Генеральным директором ОАО «Муромтепловоз», об изготовлении двух опытных образцов модернизированных МТ-ЛБ. Месяцем позже МО РФ утвердило решение провести типовые испытания модернизированных гусеничных транспортеров МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ.

В ходе испытаний проверке были подвергнуты все параметры опытных образцов, установленные в тактико-технических требованиях. Результаты проведенных типовых испытаний дали основание рекомендовать модернизированные машины к принятию на вооружение. С 2000 г. предприятием ОАО «Муромтепловоз» осуществляется модернизация машин семейства МТ-ЛБ при проведении их капитального ремонта в рамках государственного оборонного заказа.

Что же представляют собой усовершенствованные МТ-ЛБ? Главной целью при проведении работ стало повышение их огневой мощи. Для этого машины оснастили башенной пулеметной или пулеметно-пушечной установкой, в зависимости от варианта модернизации. Кроме того, в ходе модернизации на 80% восстанавливается ресурс МТ-ЛБ.

В варианте МТ-ЛБМ 6МА на транспортер устанавливается башня с комплексом вооружения, включающим 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ. На МТ-ЛБМ 6МБ устанавливается башня с комплексом вооружения, имеющим 30-мм автоматическую пушку 2А72 и спаренный с ней пулемет ПКТ. Такое вооружение дает возможность эффективно бороться с танкоопасной живой силой противника, а также с легкобронированными целями.

В перспективе планируется повысить и защищенность машины за счет использования дополнительных керамических экранов. С целью повышения подвижности МТ-ЛБ предусмотрена установка более мощного дизельного двигателя, производство которого уже освоено на Ярославском моторостроительном заводе.

Совсем недавно демонстрировались и другие варианты модернизации МТ-ЛБ. Так, например, конструкторами из Мурома предусматривается установка на МТ-ЛБ башни с блоком оружия, в котором смонтированы двуствольная 23-мм автоматическая пушка ГШ-23, 12,7-мм пулемет «КОРД» и 7,62-мм пулемет ПКТ. Приводы башни и блока оружия электрические и имеют высокие скорости наведения. Такой вариант вооружения, по мнению разработчиков, обеспечивает быстрое и эффективное подавление танкоопасной живой силы при выпол1-нении задач, например, при сопровождении колон, а также при ведении боя в городских условиях или в горах.

Для повышения возможностей комплекса вооружения МТ-ЛБ в борьбе с воздушным противником в его состав включены ПЗРК типа «Игла». Такие машины демонстрировались на выставке автомобильной техники двойного назначения в Бронницах в августе 2004 г.

Основные характеристики украинских вариантов МТ-ЛБ

Боевая масса, т

Грузоподъемность,т

Максимальная масса

буксируемого прицепа, т

Экипаж + десант, чел.

Удельное давление

на грунт, кг/см

Тип и мощность

двигателя, л.с.

Дизельный, 310

Дизельный, 240

Дизельный, 240

Удельная мощность

двигателя, л.с./т

Вооружение:

Основное

Дополнительное

7,62-мм ПКТ

12,7-мм пулемет

12,7-мм пулемет

Боекомплект, шт.:

30-мм патронов

12,7-мм патронов

7,62-мм патронов к ПКТ

Скорость движения, км/ч:

Максимальная по шоссе

На плаву

Запас хода по шоссе, км

Бронирование, мм

Противопульное

Противопульное

Противопульное

В варианте МТ-ЛБМ 6М1БЗ в состав комплекса вооружения включены двуствольная 23-мм автоматическая пушка ГШ-23, 12,7-мм пулемет «КОРД», 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 и два ПЗРК «Игла». Вариант модернизации МТ-ЛБМ 6М1Б5 предусматривает установку на машину комплекса вооружения в составе двуствольной 30-мм автоматической пушки ГШ-ЗОК и двух ПЗРК «Игла». Приводы башни и блока оружия на обоих вариантах электрические с высокими скоростями наведения.

У ближних и дальних друзей

В украинском КБ им. Морозова (г. Харьков) на базе многоцелевого транспортера-тягача МТ-ЛБ была разработана БМП МТ-ЛБР6. На машине установлена одноместная вращающаяся башня с вынесенной пушечной установкой, оснащенной 30-мм автоматической пушкой ЗТМ-1 (аналог российской 2А72), с которой спарен 7,62-мм пулемет КТ-7,62 (украинский аналог ПКТ). Боепитание осуществляется из двух коробок с лентами, расположенных справа и слева от пушки и защищенных во фронтальной проекции небольшим бронещитком. В качестве прицельных приспособлений используются приборы ТКН-4С и ПЗУ-7. На башне также имеются шесть дымовых гранатометов системы 902Б «Туча». Защищенность машины усилена путем создания разнесенного бронирования, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами. БМП МТ-ЛБР6 оборудована фильтровентиляционной установкой и системой автоматического пожаротушения. Для повышения подвижности машины и компенсации возросшей массы устанавливается более мощный дизельный двигатель, развивающий 310 л.с.

Другие украинские варианты модернизации предусматривают установку башенки с дистанционно управляемым 12,7-мм пулеметом НСВТ. Боекомплект пулемета составляет 1050 патронов. Башенка устанавливается вместо штатной башенки МТ-ЛБ с 7,62-мм пулеметом.

Польские конструкторы также не остались в стороне от модернизации МТ-ЛБ. Впрочем, их вариант ненамного отличается от украинского. На польской машине также имеется башенка с 12,7-мм пулеметом НСВТ. С целью повышения водоходных качеств машина оборудована двумя водометными движителями с гидравлическим приводом, установленными по бортам.

А как насчет экспорта?

Мероприятия по постановке на производство модернизированного транспортера-тягача МТ-ЛБМ имеют и экспортную направленность. МТ-ЛБ и их модификации находятся на вооружении более 30 стран мира во всех частях света.

Учитывая интерес зарубежных покупателей к данному классу машин, модернизированные МТ-ЛБ активно участвуют в международных выставках вооружений, правда, лишь на территории России. За рубежом они тоже представлены, но только в виде буклетов и листовок. Если брать в расчет острую конкуренцию на международном рынке вооружений, этого явно недостаточно. Совсем недавно один наш руководитель завода рассказывал мне, как на выставке в Африке представители военного руководства некоторых африканских государств с удивлением узнали, что в России существует БТР с дизельным двигателем. А БТР-80, который как раз и имелся в виду, уже почти 20 лет как принят на вооружение!

Активность же, например, польских производителей на международном рынке вооружений растет с каждым годом. Так, в конце 2002 г. был заключен контракт на поставку польской компанией Huta Stolowa"Wola (HSW) 67 многоцелевых бронированных транспортеров МТ-ЛБ в Республику Нигерию. Общая сумма контракта составила около 7 млн. долларов США. Интересно, почему правительство Нигерии сделало выбор в сторону Польши, проигнорировав Россию или Украину? То ли наши менеджеры от «Рособоронэкспорта» плохо работали, то ли для них 7 млн. долларов уже не деньги? А ведь курочка по зернышку клюет.

Случайные статьи

Вверх